№2, 2018
Уважаемые читатели, вышел в свет очередной номер международного информационно-аналитического журнала «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». В его разделы вошли такие рубрики как: «Летательные аппараты, авиационные двигатели и методы их эксплуатации», «Безопасность на воздушном транспорте», «Культурология», «Лингвистика», «Дискурс и текст: векторы исследования», «Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании», «Внимание: опыт», «Актуальные вопросы профессиональной педагогики», «Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности в современном образовании», «Представляем ученого», «Дебют в науке».
Журнал открывается статьей «Спиридону Алексеевичу Иванову – 90 лет» – доктора филологических наук, профессора-исследователя кафедры восточных языков и страноведения Института зарубежной филологии и регионоведения, ФГАОУ ВО Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова И. Н. Новгородова.
Авторами публикаций являются ведущие ученые России, а также начинающие исследователи. Среди них авторы из Иркутска, Москвы, Ростова-на-Дону, Северодвинска, Таганрога, Якутска.
Сегодня мы также сердечно поздравляем уважаемого Спиридона Алексеевича Иванова с замечательным юбилеем!
От имени Редакционного Совета и редколлегии, в день юбилея желаем нашему юбиляру новых научных высот, дальнейшего процветания, реализации самых смелых творческих замыслов, сил для преодоления трудностей, и, конечно же, счастья, здоровья и благополучия!
С пожеланиями творческих успехов юбиляру, главный редактор МИАЖ «Crede Experto», Л. А. Иванова.
А сейчас слово предоставляется доктору филологических наук, профессору-исследователю кафедры восточных языков и страноведения Института зарубежной филологии и регионоведения, ФГАОУ ВО Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова Иннокентию Николаевичу Новгородову.
Спиридону Алексеевичу Иванову – 90 лет
И. Н. Новгородов, доктор филологических наук, профессор-исследователь Кафедры восточных языков и страноведения Института зарубежной филологии и регионоведения, ФГАОУ ВПО Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова.
В статье представлены исследования выдающегося филолога якутского языкознания Спиридона Алексеевича Иванова, которому исполнилось 90 лет со дня рождения. Ученым зафиксированы диалектные особенности якутского языка в атласе, изучено их происхождение на уровне фонетики, морфологии и лексики. Языковед доказал существование якутского языкового типа на базе диалектных данных в средние века к югу от современных границ Якутии. Рассматриваются вопросы характера связей алтайской общности и ранней дифференциации различных тюркских языковых типов, включая якутский.
Летательные аппараты, авиационные двигатели и методы их эксплуатации
УДК 004.588 ББК 74.5
Караваев Ю. А., Ходацкий С. А.
В статье сформулированы общие подходы к формированию алгоритма оценки влияния уровня информационной поддержки экипажа на этапе локализации отказов шасси на безопасность полетов. На конкретных примерах, связанных с летными инцидентами, показана возможность использования данных алгоритмов для оценки функциональной эффективности экипажа в процессе компенсации отказов различных систем воздушного судна.
Ключевые слова: безопасность полётов, информационная поддержка экипажа, локализация отказов, особая ситуация.
Скачать (169,5 kB)
Безопасность на воздушном транспорте
УДК 629.7;629.95; 656.085.22 ББК 39.5
Николайкин Н. И., Пожелуева З. В., Старков Е. Ю., Цетлин В. В., Савчуков С. А.
В статье проанализирована статистическая информация о росте авиаперевозок и количестве авиационных происшествий за последние 10 лет на фоне главных глобальных вызовов современности для развития гражданской авиации в мире. Рост интенсивности авиаперевозок вызывает повышенное внимание к необходимости снижения опасности путём уменьшения влияния «человеческого фактора». Анализ статистических данных по всем типам воздушных судов России показал, что аварии и катастрофы чаще происходят с самолетами, включая самолеты авиации общего назначения, аэростаты, гиропланы, сверхлёгкие самолёты. Приводятся примеры характерных авиационных происшествий за последнее десятилетие, связанных с действиями экипажей. По материалам официальных расследований анализируются их причины.
Показано, что для обеспечения безопасности полетов необходима разработка новых методов оценки ее уровня, формирование теоретических основ сохранения летной годности и обеспечения безопасности. Человек наиболее приспосабливающаяся часть авиационной системы, но он же является наиболее открытым для внешних воздействий, неблагоприятно влияющих на его поведение и на работу.
В статье описан ход и результаты проведённого эксперимента, в котором с помощью лабораторных иономеров в течение суток фиксировалось изменение окислительных свойств специально подготовленной (очищенной) воды, помещенной в стандартную электрохимическую ячейку. Показано влияние возмущений гелио-геофизических факторов окружающей среды на некоторые свойства воды, достоверно регистрируемые в экспериментальных ячейках. Сделан вывод о наличии их определённого влияния на поведение человека, а также на возможные отклонения в его поведении.
Ключевые слова: безопасность полётов; авиационное происшествие; человеческий фактор; гелиофизические факторы; геофизические факторы; опасность.
Скачать (427,3 kB)
Культурология
УДК 81.00 ББК Ш141.01.2973
Сторонники теории искусства для искусства выдвигали на первый план эстетическую функцию искусства. Не отрицая важности этой функции, М. Е. Салтыков-Щедрин отдавал предпочтение его просветительской функции. Вот почему от ставил художественную литературу в один ряд с наукой.
Ключевые слова: М. Е. Салтыков-Щедрин, теория искусства для искусства, наука, искусство, литература, духовные идеалы.
Скачать (181,4 kB)
Лингвистика
УДК 81-139 ББК 81.1
Степаненко В. А., Дрибон Д. О.
Статья посвящена исследованию этимологии фразеологизма jmdm die Flötentöne beibringen. Собранный методом сплошной выборки и проанализированный эмпирический материал дал возможность выявить дополнительные источники происхождения этого фразеологизма к тем, которые зафиксированы в различных немецких этимологических словарях.
Ключевые слова: этимология фразеологизма, басня Эзопа о рыбаке, флейта Пана, flute allemande.
Скачать (366,7 kB)
УДК 81-139 ББК 81.2
Степаненко В. А., Халаева Ю. А.
Статья посвящена исследованию сложных слов с компонентом Familie в качестве 2 НС. Собранный методом сплошной выборки и проанализированный эмпирический материал представлен в трёх моделях. Формальное описание сложных слов является подготовительным плацдармом для анализа их содержательной стороны.
Ключевые слова: субстантивное сложное слово, метод НС, метод моделирования, словообразовательный сдвиг.
Скачать (201,9 kB)
Дискурс и текст: векторы исследования
УДК 81.23 ББК 81.2 Рус-5
В представленной статье автор делает предположение, что происходят активные изменения в лексическом составе современного русского языка, в частности, в административно-политическом дискурсе. Происходящие изменения допустимо назвать демократизацией и модернизацией административного социолекта, которые заключаются в расширении активного словарного запаса представителей власти, его качественном изменении, появлении новых сочетаемостных возможностей слов. Актуальность работы подтверждается тем, что речь представителей власти, политиков, политических лидеров, представителей государственного и муниципального управления отражает современное состояние культурного развития общества.
Ключевые слова: административно-политический дискурс; новые тенденции в лексике; лексика государственных служащих; речевая культура.
Скачать (212,7 kB)
УДК 811.112.2 ББК 81.432.4
В статье анализируются характерные черты, присущие комментариям развлекательного Интернет-медиадискурса, выделяются их языковые особенности.
Ключевые слова: Интернет-медиадискурс, развлекательный дискурс, комментарии, немецкие сатирики, оценка, англицизм, диалектизм, графическое средство, эмоциональность, экспрессивность.
Скачать (203,8 kB)
Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании
УДК 316.77:001.8 ББК С55.325.1:С55.57с
Статья посвящена герменевтическому анализу этого канадского медиатекста, анализируются структура и приемы повествования, отзывы российских и зарубежных кинокритиков в историческом, идеологическом и социокультурном контексте. В процессе герменевтического анализа фильма «Месье Лазар» автор статьи приходит к выводам, что фабульное содержание напрямую не связано с происходящими ключевыми событиями в международной политической жизни Канады, тем не менее, социально-культурные, экономические, образовательные задачи в той или иной степени находят отражение в сюжетной линии медиатекста. В фильме основной акцент сделан на осмысление окружающей действительности, освещение социальных, образовательных, личностных (индивидуальных, субъективных, психологических) проблем, межличностных отношений основных персонажей (взаимоотношения учителя с педагогическим коллективом, учителя и учащихся, школьников в коллективе, отношения в семье); проблеме нравственного воспитании представителей юного поколения, при том, что здесь нет четкого разделения персонажей на «положительных» и «отрицательных».
Ключевые слова: герменевтический анализ, кинематограф, фильм, кинопроизведение, медиатекст, педагог, школьники, Канада.
*Исследование выполнено за счёт финансовых средств гранта Российского научного фонда (РНФ, проект № 17-18-01001)» в Ростовском государственном экономическом университете. Тема проекта: «Школа и вуз в зеркале советских, российских и западных аудиовизуальных медиатекстов». Руководитель проекта А. В. Федоров.
Скачать (242,6 kB)
УДК 791.43 ББК 85.373(2)
На примерах конкретных мультипликационных фильмов западных стран на школьную и вузовскую тематику автором была сделана попытка осуществить герменевтический анализ.
Автор отмечает, что в подавляющем большинстве такого рода медиатексты – это мультипликационные сериалы 1990−2017 гг. производства США, Канады, Франции, Германии, Италии, Испании и др. Сюжеты, как правило, просты и не несут в себе глубокого идеологического или поучительного подтекста, в основной своей массе имеют развлекательный характер, но встречаются и обучающие и развивающие темы «Волшебный школьный автобус» (1994), «Приключения Джимми Нейтрона» (2011) и др.
Наибольшей популярностью пользуются мультфильмы, созданные с использованием в качестве персонажей известных мировых брендов игрушек «Школа монстров» (2010), «Клуб Винкс – Школа волшебниц» (2004−2015), «Барби: Академия принцесс» (2011) и др. Не менее популярны мультсериалы на тему школы и вуза, где в главных ролях – уже полюбившиеся зрителям герои «Университет монстров» (2013), «Школа вампиров» (2006−2010), «Каспер: школа страха» (2006), «Школа маленьких принцесс» (2007), «DC девочки-супергерои» (2015), «Геркулес» (1998), «Новая школа императора» (2006−2008) и др.
Менее популярны мультфильмы о необычных школьных буднях, которые происходят на первый взгляд с обычными школьниками «Аллен Грегори» (2011), «Детки из класса 402» (2010), «Детки подросли» (2003), «Садись, двойка!» (2009), «Что с Энди?» (2001−2006), «Школа О`Грейди» (2004−2006) и др.
Типажи персонажей очень разнообразны, это сказочные и вымышленные персонажи, в том числе на основе литературных произведений, а также похожие на обычных школьников и учителей рисованные герои, помещенные в среду школьных и студенческих будней.
Ключевые слова: герменевтический анализ, анимация, мультипликационный фильм, школа, вуз, школьник, студент.
* Статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 17-18-01001 «Школа и вуз в зеркале советских, российских и западных аудиовизуальных медиатекстов», выполняемый в Ростовском государственном экономическом университете.
Скачать (386,9 kB)
УДК 791.2 ББК 85.373(3)
Герменевтический анализ французских игровых фильмов на тему школы и вуза показал, что уровень глубины погружения в школьно-студенческую проблематику всегда был связан с политическим и социокультурным контекстом. По мере освобождения от цензурных ограничений и изменений в этническом составе социума французский экран всё чаще моделировал в рамках данной темы острые сюжетные повороты, связанные с сексом, насилием, девиантностью, политкорректностью и диалогом культур, всё чаще показывая тупиковые варианты классических подходов к образованию, основанных на высоких идеалах гуманизма и демократии. В этом отношении французский кинематограф, конечно, перекликается как со многими американскими фильмами о школе и вузе второй половины XX – начала XXI века, так и с некоторыми российскими лентами на ту же тему. Вместе с тем, можно отметить, что в целом школьно-студенческий тематический сегмент французского экрана, в отличие от голливудского, менее ориентирован на развлечение, всё чаще предлагая глубокое проникновение в суть социокультурных проблем.
Ключевые слова: фильм, кинематограф, Франция, школа, вуз, педагог, учитель, школьник, ученик, студент, образование.
* Исследование выполнено за счет финансовых средств гранта Российского научного фонда (РНФ, проект № 17-18-01001)» в Ростовском государственном экономическом университете. Тема проекта: «Школа и вуз в зеркале советских, российских и западных аудиовизуальных медиатекстов». Руководитель проекта А. В. Федоров.
Скачать (218,3 kB)
УДК 372.881.111.1 ББК 74.58:73
В данной статье изучен иноязычный медиатекст как основной инструмент формирования медиакомпетентности иноязычной личности. Рассмотрена его сущность, определена его типология и жанровость. Установлено, что типология медиатекста, как и определение, не универсальна, варьируется в зависимости от параметра классификации. Проанализирован педагогический потенциал и опыт зарубежных и отечественных медиапедагогов.
Ключевые слова: медиаобразование; медиакомпетентность; иноязычная личность; медиактекст; иноязычный медиатекст; медиа; мировое информационное пространство.
Скачать (149,5 kB)
УДК 316.77:001.8 ББК С55.325.1:С55.57с
В статье рассматриваются проблемы методики и технологии организации медиаобразовательных занятий с подростками – воспитанниками Центров помощи детям, детских домов, домов-интернатов и т. д. Просмотр, анализ и творческие задания на материале экранных произведений медиакультуры в данной статье представлены с точки зрения формирования социальной адаптации подростковой аудитории. В заключение автором предложены методические рекомендации по организации медиаобразовательных занятий с подростковой аудиторией.
Ключевые слова: медиа, медиакультура, медиаобразование, подростки, интернатные учреждения.
Скачать (109,0 kB)
УДК 316.77:001.8 ББК С55.325.1:С55.57с
В статье рассматриваются современные проблемы формирования социально-культурной среды высшего учебного заведения с использованием медиаобразовательных компонентов. Автором представлен анализ интеграции медиаобразования в основные направления социально-культурной деятельности, внедрения новых социокультурных форм взаимодействия образовательного сообщества с произведениями медиакультуры. Представлены различные формы и методы социально-культурной деятельности на материале медиакультуры, интегрированные в учебно-воспитательный процесс современных высших учебных заведений.
Ключевые слова: медиа, медиакультура, медиаобразование, социально-культурная среда, вуз, студенты.
Скачать (548,1 kB)
Внимание: опыт
УДК 378.147 ББК 74.48
Пуляевская А. М., Швецова Т. В.
В статье рассматривается вопрос о возможностях использования интернет-сервисов в организации самостоятельной работы студентов-бакалавров, проходящих подготовку по профилю − филологическое образование. Статья посвящена опыту выстраивания историко-литературного курса с использованием технологий обеспечения самостоятельной работы студентов по курсу «История зарубежной литературы» (эпоха реализма).
Ключевые слова: интернет-сервисы; интерактивные задания по литературе; самостоятельная работа студентов; филологическое образование.
Скачать (133,8 kB)
УДК 378 ББК 22.1
В статье подвергнут анализу образовательный потенциал математической олимпиады в техническом вузе. Авторами рассматривается комплексный подход подготовки студентов технического вуза к участию в олимпиаде по математике на примере Иркутского государственного университета путей сообщения. Данная статья поможет педагогам в организации математической олимпиады в вузе, а студентам качественно подготовиться к олимпиаде.
Ключевые слова: технический вуз, математическая олимпиада, нестандартные задачи, олимпиадный сборник, образовательный потенциал.
Скачать (219,6 kB)
УДК 37 ББК 74.04(3)
Барбашева Л. Ю., Нурпиисова Е. М., Сергеева М. Н.
В статье рассматриваются апробированные формы стратегического партнерства вуза – Иркутского филиала МГТУ ГА с авиапредприятиями. Представленные исследования востребованности и трудоустройства выпускников способствуют определению направления интеграции с авиационными предприятиями.
Ключевые слова: стратегическое партнёрство вуза, востребованность выпускников, студент, трудоустройство, работодатель.
Скачать (265,1 kB)
УДК 377 ББК 74.560
В настоящей статье предпринимается попытка рассмотреть метод проектов как средство развития творческого потенциала обучающихся на опыте работы автора со студентами ГБПОУ «Тулунский аграрный техникум». В статье подробно описывается методика и особенности взаимодействия со студентом в процессе выполнения проекта «Поэзия в моей жизни», анализируются результаты работы.
Ключевые слова: метод проектов, творческий потенциал, педагогические методы, практический опыт, студенты, СПО, среднее профессиональное образование.
Скачать (153,3 kB)
Актуальные вопросы профессиональной педагогики
УДК 378 ББК 74
В статье даётся общая характеристика феномена «социальное партнёрство», анализ квалификационных требований к специалистам, решающим вопросы социального партнерства в сфере трудовых отношений и возможности подготовки таких специалистов в системе высшего образования.
Ключевые слова: социальное партнёрство; профессиональный стандарт; образовательный стандарт; компетенция; специалист по социальным программам.
Скачать (156,7 kB)
УДК 372.881.111.1 ББК 74.48
В статье рассматривается вопрос о лингвистической компетенции будущих сотрудников правоохранительных органов в области компьютерных технологий. Компьютерная преступность, как и другие виды преступлений, характеризует поведение и образ преступника. Владение компьютерными англицизмами позволяет специалистам не только эффективнее бороться с компьютерными преступлениями, но и предупреждать их. Проведение эксперимента, направленного на выявление знаний сленга компьютерных англицизмов при переводе технического текста, среди курсантов в контрольной и экспериментальной группах, позволило испытуемым экспериментальной группы дать более грамотный перевод, чем это сделала неподготовленная группа.
Ключевые слова: лингвистическая компетенция, компьютерные преступления, компьютерные англицизмы, поведение преступника.
Скачать (156,0 kB)
УДК 377 ББК 74
В статье рассматривается формирование гражданской позиции студентов на занятиях литературы. Приведены апробированные формы и приёмы работы, а также их анализ.
Ключевые слова: гражданская позиция, анализ художественных деталей, самореализация.
Скачать (137,7 kB)
УДК 378.2ББК 74.58
Статья посвящена проблеме поиска новых форм и методов профессиональной подготовки специалистов социально-педагогического профиля. Автор доказывает необходимость анализа и обобщения современного и исторического опыта для обновления путей и средств образования. Дана ретроспектива использования метода кейс-стади в образовании американских социальных работников на этапе генезиса профессии. Приведены примеры использования инновационных методов в системе современного профессионального образования.
Ключевые слова: социальная педагогика, социальная работа, профессиональное образование, формы и методы обучения.
Скачать (153,4 kB)
Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности в современном образовании
УДК 159.95 + 372.3/4 ББК 74.3я73+88.я73
В статье анализируются результаты исследования ведущей (доминантной) модальности восприятия детей седьмого года жизни с задержкой психического развития в сравнении со сверстниками с тяжелыми нарушениями речи и с нормальным психическим онтогенезом; данные будут полезны специальным психологам, дефектологам, воспитателям и другим специалистам, работающим в группах компенсирующей и комбинированной направленности.
Ключевые слова: старшие дошкольники, задержка психического развития, сенсорно-перцептивные процессы, ведущая модальность восприятия.
Скачать (690,7 kB)
Представляем учёного
УДК 373.2 ББК 74.100
Автором рассмотрена научная школа профессора Т. С. Комаровой. Описана необходимость исследования научных школ в современном обществе. Обозначен вклад научной школы Т. С. Комаровой в педагогическую теорию и образовательную практику. Отражена уникальность и востребованность вклада учёного в теорию и практику дошкольной педагогики. Освещена ценность Школы эстетического воспитания Т. С. Комаровой.
Ключевые слова: научная школа, педагогическая теория, образовательная практика, вклад, Т. С. Комарова, ценность.
Скачать (158,3 kB)
Дебют в науке
УДК 372.881.111.1 ББК 74.48
В статье рассматриваются преимущества применения дистанционных технологий в обучении иностранным языкам студентов неязыковых направлений подготовки. Представлен опыт использования образовательной платформы Sakai в качестве информационно-коммуникационной среды при проведении этапа тренировки в ходе обучения грамматике английского языка.
Ключевые слова: дистанционное обучение; обучение грамматике; электронная образовательная платформа.
Скачать (377,6 kB)