№2, 2018

Уважаемые читатели, вышел в свет очередной номер международного информационно-аналитического журнала «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». В его разделы вошли такие рубрики как: «Летательные аппараты, авиационные двигатели и методы их эксплуатации», «Безопасность на воздушном транспорте», «Культурология», «Лингвистика», «Дискурс и текст: векторы исследования», «Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании», «Внимание: опыт», «Актуальные вопросы профессиональной педагогики», «Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности в современном образовании», «Представляем ученого», «Дебют в науке».

Журнал открывается статьей «Спиридону Алексеевичу Иванову – 90 лет» –  доктора филологических наук, профессора-исследователя кафедры восточных языков и страноведения Института зарубежной филологии и регионоведения, ФГАОУ ВО Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова И. Н. Новгородова.

Авторами публикаций являются ведущие ученые России, а также начинающие исследователи. Среди них авторы из Иркутска, Москвы, Ростова-на-Дону, Северодвинска, Таганрога, Якутска.

Сегодня мы также сердечно поздравляем уважаемого Спиридона Алексеевича Иванова с замечательным юбилеем!

От имени Редакционного Совета и редколлегии, в день юбилея  желаем нашему юбиляру новых научных высот, дальнейшего процветания, реализации самых смелых творческих замыслов, сил для  преодоления трудностей, и, конечно же, счастья, здоровья и благополучия!

С пожеланиями творческих успехов юбиляру, главный редактор МИАЖ «Crede Experto», Л. А. Иванова.

А сейчас слово предоставляется  доктору филологических наук, профессору-исследователю кафедры восточных языков и страноведения Института зарубежной филологии и регионоведения, ФГАОУ ВО Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова Иннокентию Николаевичу Новгородову.

Спиридону Алексеевичу Иванову – 90 лет

И. Н. Новгородовдоктор филологических наук, профессор-исследователь Кафедры восточных языков и страноведения Института зарубежной филологии и регионоведения, ФГАОУ ВПО Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова.

В статье представлены исследования выдающегося филолога якутского языкознания Спиридона Алексеевича Иванова, которому исполнилось 90 лет со дня рождения. Ученым зафиксированы диалектные особенности якутского языка в атласе, изучено их происхождение на уровне фонетики, морфологии и лексики. Языковед доказал существование якутского языкового типа на базе диалектных данных в средние века к югу от современных границ Якутии. Рассматриваются вопросы характера связей алтайской общности и ранней дифференциации различных тюркских языковых типов, включая якутский.

Читать далее…

Летательные аппараты, авиационные двигатели и методы их эксплуатации

УДК 004.588 ББК 74.5

Караваев Ю. А., Ходацкий С. А.

В статье сформулированы общие подходы к формированию алгоритма оценки влияния уровня информационной поддержки экипажа на этапе локализации отказов шасси на безопасность полетов. На конкретных примерах, связанных с летными инцидентами, показана возможность использования данных алгоритмов для оценки функциональной эффективности экипажа в процессе компенсации отказов различных систем воздушного судна.

Ключевые слова: безопасность полётов, информационная поддержка экипажа, локализация отказов, особая ситуация.

Скачать (169,5 kB)

Безопасность на воздушном транспорте

УДК 629.7;629.95; 656.085.22 ББК 39.5

Николайкин Н. И., Пожелуева З. В.Старков Е. Ю.Цетлин В. В., Савчуков С. А.

В статье проанализирована статистическая информация о росте авиаперевозок и количестве авиационных происшествий за последние 10 лет на фоне главных глобальных вызовов современности для развития гражданской авиации в мире. Рост интенсивности авиаперевозок вызывает повышенное внимание к необходимости снижения опасности путём уменьшения влияния «человеческого фактора». Анализ статистических данных по всем типам воздушных судов России показал, что аварии и катастрофы чаще происходят с самолетами, включая самолеты авиации общего назначения, аэростаты, гиропланы, сверхлёгкие самолёты. Приводятся примеры характерных авиационных происшествий за последнее десятилетие, связанных с действиями экипажей. По материалам официальных расследований анализируются их причины.

Показано, что для обеспечения безопасности полетов необходима разработка новых методов оценки ее уровня, формирование теоретических основ сохранения летной годности и обеспечения безопасности. Человек наиболее приспосабливающаяся часть авиационной системы, но он же является наиболее открытым для внешних воздействий, неблагоприятно влияющих на его поведение и на работу.

В статье описан ход и результаты проведённого эксперимента, в котором с помощью лабораторных иономеров в течение суток фиксировалось изменение окислительных свойств специально подготовленной (очищенной) воды, помещенной в стандартную электрохимическую ячейку. Показано влияние возмущений гелио-геофизических факторов окружающей среды на некоторые свойства воды, достоверно регистрируемые в экспериментальных ячейках. Сделан вывод о наличии их определённого влияния на поведение человека, а также на возможные отклонения в его поведении.

Ключевые слова: безопасность полётов; авиационное происшествие; человеческий фактор; гелиофизические факторы; геофизические факторы; опасность.

Скачать (427,3 kB)

Культурология

УДК 81.00 ББК Ш141.01.2973

Даниленко В. П.

Сторонники теории искусства для искусства выдвигали на первый план эстетическую функцию искусства. Не отрицая важности этой функции, М. Е. Салтыков-Щедрин отдавал предпочтение его просветительской функции. Вот почему от ставил художественную литературу в один ряд с наукой.

Ключевые слова: М. Е. Салтыков-Щедрин, теория искусства для искусства, наука, искусство, литература, духовные идеалы.

Скачать (181,4 kB)

Лингвистика

УДК 81-139 ББК 81.1

Степаненко В. А.Дрибон Д. О.

Статья посвящена исследованию этимологии фразеологизма jmdm die Flötentöne beibringen. Собранный методом сплошной выборки и проанализированный эмпирический материал дал возможность выявить дополнительные источники происхождения этого фразеологизма к тем, которые зафиксированы в различных немецких этимологических словарях.

Ключевые слова: этимология фразеологизма, басня Эзопа о рыбаке, флейта Пана, flute allemande.

Скачать (366,7 kB)

УДК 81-139 ББК 81.2

Степаненко В. А.Халаева Ю. А.

Статья посвящена исследованию сложных слов с компонентом Familie в качестве 2 НС. Собранный методом сплошной выборки и проанализированный эмпирический материал представлен в трёх моделях. Формальное описание сложных слов является подготовительным плацдармом для анализа их содержательной стороны.

Ключевые слова: субстантивное сложное слово, метод НС, метод моделирования, словообразовательный сдвиг.

Скачать (201,9 kB)

Дискурс и текст: векторы исследования

УДК 81.23 ББК 81.2 Рус-5

Котлярова О. В.

В представленной статье автор делает предположение, что происходят активные изменения в лексическом составе современного русского языка, в частности, в административно-политическом дискурсе. Происходящие изменения допустимо назвать демократизацией и модернизацией административного социолекта, которые заключаются в расширении активного словарного запаса представителей власти, его качественном изменении, появлении новых сочетаемостных возможностей слов. Актуальность работы подтверждается тем, что речь представителей власти, политиков, политических лидеров, представителей государственного и муниципального управления отражает современное состояние культурного развития общества.

Ключевые слова: административно-политический дискурс; новые тенденции в лексике; лексика государственных служащих; речевая культура.

Скачать (212,7 kB)

УДК 811.112.2 ББК 81.432.4

Меркурьева В. Б.Чащин А. А.

В статье анализируются характерные черты, присущие комментариям развлекательного Интернет-медиадискурса, выделяются их языковые особенности.

Ключевые слова: Интернет-медиадискурс, развлекательный дискурс, комментарии, немецкие сатирики, оценка, англицизм, диалектизм, графическое средство, эмоциональность, экспрессивность.

Скачать (203,8 kB)

Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании

УДК 316.77:001.8 ББК С55.325.1:С55.57с

Горбаткова О. И.

Статья посвящена герменевтическому анализу этого канадского медиатекста, анализируются структура и приемы повествования, отзывы российских и зарубежных кинокритиков в историческом, идеологическом и социокультурном контексте. В процессе герменевтического анализа фильма «Месье Лазар» автор статьи приходит к выводам, что фабульное содержание напрямую не связано с происходящими ключевыми событиями в международной политической жизни Канады, тем не менее, социально-культурные, экономические, образовательные задачи в той или иной степени находят отражение в сюжетной линии медиатекста. В фильме основной акцент сделан на осмысление окружающей действительности, освещение социальных, образовательных, личностных (индивидуальных, субъективных, психологических) проблем, межличностных отношений основных персонажей (взаимоотношения учителя с педагогическим коллективом, учителя и учащихся, школьников в коллективе, отношения в семье); проблеме нравственного воспитании представителей юного поколения, при том, что здесь нет четкого разделения персонажей на «положительных» и «отрицательных». 

Ключевые слова: герменевтический анализ, кинематограф, фильм, кинопроизведение, медиатекст, педагог, школьники, Канада.

*Исследование выполнено за счёт финансовых средств гранта Российского научного фонда (РНФ, проект № 17-18-01001)» в Ростовском государственном экономическом университете. Тема проекта: «Школа и вуз в  зеркале советских, российских и  западных аудиовизуальных медиатекстов». Руководитель проекта А. В. Федоров.

Скачать (242,6 kB)

УДК 791.43 ББК 85.373(2)

Катрич А. Ю. (Шаханская)

На примерах конкретных мультипликационных фильмов западных стран на школьную и вузовскую тематику автором была сделана попытка осуществить герменевтический анализ.

Автор отмечает, что в подавляющем большинстве такого рода медиатексты – это мультипликационные сериалы 1990−2017 гг. производства США, Канады, Франции, Германии, Италии, Испании и др. Сюжеты, как правило, просты и не несут в себе глубокого идеологического или поучительного подтекста, в основной своей массе имеют развлекательный характер, но встречаются и обучающие и развивающие темы «Волшебный школьный автобус» (1994), «Приключения Джимми Нейтрона» (2011) и др.

Наибольшей популярностью пользуются мультфильмы, созданные с использованием в качестве персонажей известных мировых брендов игрушек «Школа монстров» (2010), «Клуб Винкс – Школа волшебниц» (2004−2015), «Барби: Академия принцесс» (2011) и др. Не менее популярны мультсериалы на тему школы и вуза, где в главных ролях – уже полюбившиеся зрителям герои «Университет монстров» (2013), «Школа вампиров» (2006−2010), «Каспер: школа страха» (2006), «Школа маленьких принцесс» (2007), «DC девочки-супергерои» (2015), «Геркулес» (1998), «Новая школа императора» (2006−2008) и др.

Менее популярны мультфильмы о необычных школьных буднях, которые происходят на первый взгляд с обычными школьниками «Аллен Грегори» (2011), «Детки из класса 402» (2010), «Детки подросли» (2003), «Садись, двойка!» (2009), «Что с Энди?»  (2001−2006), «Школа О`Грейди» (2004−2006) и др.

Типажи персонажей очень разнообразны, это сказочные и вымышленные персонажи, в том числе на основе литературных произведений, а также похожие на обычных школьников и учителей рисованные герои, помещенные в среду школьных и студенческих будней.

Ключевые слова: герменевтический анализ, анимация, мультипликационный фильм, школа, вуз, школьник, студент.

* Статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 17-18-01001 «Школа и вуз в зеркале советских, российских и западных аудиовизуальных медиатекстов», выполняемый в Ростовском государственном экономическом университете.

Скачать (386,9 kB)

УДК 791.2 ББК 85.373(3)

Федоров А. В.

Герменевтический анализ французских игровых фильмов на тему школы и вуза показал, что уровень глубины погружения в школьно-студенческую проблематику всегда был связан с политическим и социокультурным контекстом. По мере освобождения от цензурных ограничений и изменений в этническом составе социума французский экран всё чаще моделировал в рамках данной темы острые сюжетные повороты, связанные с сексом, насилием, девиантностью, политкорректностью и диалогом культур, всё чаще показывая тупиковые варианты классических подходов к образованию, основанных на высоких идеалах гуманизма и демократии. В этом отношении французский кинематограф, конечно, перекликается как со многими американскими фильмами о школе и вузе второй половины XX – начала XXI века, так и с некоторыми российскими лентами на ту же тему. Вместе с тем, можно отметить, что в целом школьно-студенческий тематический сегмент французского экрана, в отличие от голливудского, менее ориентирован на развлечение, всё чаще предлагая глубокое проникновение в суть социокультурных проблем.

Ключевые слова: фильм, кинематограф, Франция, школа, вуз, педагог, учитель, школьник, ученик, студент, образование.

* Исследование выполнено за счет финансовых средств гранта Российского научного фонда (РНФ, проект № 17-18-01001)» в Ростовском государственном экономическом университете. Тема проекта: «Школа и вуз в зеркале советских, российских и западных аудиовизуальных медиатекстов». Руководитель проекта А. В. Федоров.

Скачать (218,3 kB)

УДК 372.881.111.1 ББК 74.58:73

Хлызова Н. Ю.

В данной статье изучен иноязычный медиатекст как основной инструмент формирования медиакомпетентности иноязычной личности. Рассмотрена его сущность, определена его типология и жанровость. Установлено, что типология медиатекста, как и определение, не универсальна, варьируется в зависимости от параметра классификации. Проанализирован педагогический потенциал и опыт зарубежных и отечественных медиапедагогов.

Ключевые слова: медиаобразование; медиакомпетентность; иноязычная личность; медиактекст; иноязычный медиатекст; медиа; мировое информационное пространство.

Скачать (149,5 kB)

УДК 316.77:001.8 ББК С55.325.1:С55.57с

Челышева И. В.

В статье рассматриваются проблемы методики и технологии организации медиаобразовательных занятий с подростками – воспитанниками Центров помощи детям, детских домов, домов-интернатов и т. д. Просмотр, анализ и творческие задания на материале экранных произведений медиакультуры в данной статье представлены с точки зрения формирования социальной адаптации подростковой аудитории. В заключение автором предложены методические рекомендации по организации медиаобразовательных занятий с подростковой аудиторией.

Ключевые слова: медиа, медиакультура, медиаобразование, подростки, интернатные учреждения.

Скачать (109,0 kB)

УДК 316.77:001.8 ББК С55.325.1:С55.57с

Челышева И. В.

В статье рассматриваются современные проблемы формирования социально-культурной среды высшего учебного заведения с использованием медиаобразовательных компонентов. Автором представлен анализ интеграции медиаобразования в основные направления социально-культурной деятельности, внедрения новых социокультурных форм взаимодействия образовательного сообщества с произведениями медиакультуры. Представлены различные формы и методы социально-культурной деятельности на материале медиакультуры, интегрированные в учебно-воспитательный процесс современных высших учебных заведений.

Ключевые слова: медиа, медиакультура, медиаобразование, социально-культурная среда, вуз, студенты.

Скачать (548,1 kB)

Внимание: опыт

УДК 378.147 ББК 74.48

Пуляевская А. М.Швецова Т. В.

В статье рассматривается вопрос о возможностях использования интернет-сервисов в организации самостоятельной работы студентов-бакалавров, проходящих подготовку по профилю − филологическое образование. Статья посвящена опыту выстраивания историко-литературного курса с использованием технологий обеспечения самостоятельной работы студентов по курсу «История зарубежной литературы» (эпоха реализма).

Ключевые слова: интернет-сервисы; интерактивные задания по литературе; самостоятельная работа студентов; филологическое образование.

Скачать (133,8 kB)

УДК 378 ББК 22.1

Миндеева С. В.Толстых О. Д.

В статье подвергнут анализу образовательный потенциал математической олимпиады в техническом вузе. Авторами рассматривается комплексный подход подготовки студентов технического вуза к участию в олимпиаде по математике на примере Иркутского государственного университета путей сообщения. Данная статья поможет педагогам в организации математической олимпиады в вузе, а студентам качественно подготовиться к олимпиаде.

Ключевые слова: технический вуз, математическая олимпиада, нестандартные задачи, олимпиадный сборник, образовательный потенциал.

Скачать (219,6 kB)

УДК 37 ББК 74.04(3)

Барбашева Л. Ю.Нурпиисова Е. М.Сергеева М. Н.

В статье рассматриваются апробированные формы стратегического партнерства вуза – Иркутского филиала МГТУ ГА с авиапредприятиями. Представленные исследования востребованности и трудоустройства выпускников способствуют определению направления интеграции с авиационными предприятиями.

Ключевые слова: стратегическое партнёрство вуза, востребованность выпускников, студент, трудоустройство, работодатель.

Скачать (265,1 kB)

УДК 377 ББК 74.560

Фокеева Н. Н.

В настоящей статье предпринимается попытка рассмотреть метод проектов как средство развития творческого потенциала обучающихся на опыте работы автора со студентами ГБПОУ «Тулунский аграрный техникум». В статье подробно описывается методика и особенности взаимодействия со студентом в процессе выполнения проекта «Поэзия в моей жизни», анализируются результаты работы.

Ключевые слова: метод проектов, творческий потенциал, педагогические методы, практический опыт, студенты, СПО, среднее профессиональное образование.

Скачать (153,3 kB)

Актуальные вопросы профессиональной педагогики

УДК 378 ББК 74

Большедворская М. В.

В статье даётся общая характеристика феномена «социальное партнёрство», анализ квалификационных требований к специалистам, решающим вопросы социального партнерства в сфере трудовых отношений и возможности подготовки таких специалистов в системе высшего образования.

Ключевые слова: социальное партнёрство; профессиональный стандарт; образовательный стандарт; компетенция; специалист по социальным программам.

Скачать (156,7 kB)

УДК 372.881.111.1 ББК 74.48

Евдокимова М. Г.

В статье рассматривается вопрос о лингвистической компетенции будущих сотрудников правоохранительных органов в области компьютерных технологий. Компьютерная преступность, как и другие виды преступлений, характеризует поведение и образ преступника. Владение компьютерными англицизмами позволяет специалистам не только эффективнее бороться с компьютерными преступлениями, но и предупреждать их. Проведение эксперимента, направленного на выявление знаний сленга компьютерных англицизмов при переводе технического текста, среди курсантов в контрольной и экспериментальной группах, позволило испытуемым экспериментальной группы дать более грамотный перевод, чем это сделала неподготовленная группа.

Ключевые слова: лингвистическая компетенция, компьютерные преступления, компьютерные англицизмы, поведение преступника.

Скачать (156,0 kB)

УДК 377 ББК 74

Савельева Д. В.

В статье рассматривается формирование гражданской позиции студентов на занятиях литературы. Приведены апробированные формы и приёмы работы, а также их анализ.

Ключевые слова: гражданская позиция, анализ художественных деталей, самореализация.

Скачать (137,7 kB)

УДК 378.2ББК 74.58

Целых М. П.

Статья посвящена проблеме поиска новых форм и методов профессиональной подготовки специалистов социально-педагогического профиля. Автор доказывает необходимость анализа и обобщения современного и исторического опыта для обновления путей и средств образования. Дана ретроспектива использования метода кейс-стади в образовании американских социальных работников на этапе генезиса профессии. Приведены примеры использования инновационных методов в системе современного профессионального образования.

Ключевые слова: социальная педагогика, социальная работа, профессиональное образование, формы и методы обучения.

Скачать (153,4 kB)

Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности в современном образовании

УДК 159.95 + 372.3/4 ББК 74.3я73+88.я73

Мурашова И. Ю.Лыткина К. В.

В статье анализируются результаты исследования ведущей (доминантной) модальности восприятия детей седьмого года жизни с задержкой психического развития в сравнении со сверстниками с тяжелыми нарушениями речи и с нормальным психическим онтогенезом; данные будут полезны специальным психологам, дефектологам, воспитателям и другим специалистам, работающим в группах компенсирующей и комбинированной направленности. 

Ключевые слова: старшие дошкольники, задержка психического развития, сенсорно-перцептивные процессы, ведущая модальность восприятия.

Скачать (690,7 kB)

Представляем учёного

УДК 373.2 ББК 74.100

Третьяков А. Л.

Автором рассмотрена научная школа профессора Т. С. Комаровой. Описана необходимость исследования научных школ в современном обществе. Обозначен вклад научной школы Т. С. Комаровой в педагогическую теорию и образовательную практику. Отражена уникальность и востребованность вклада учёного в теорию и практику дошкольной педагогики. Освещена ценность Школы эстетического воспитания Т. С. Комаровой.

Ключевые слова: научная школа, педагогическая теория, образовательная практика, вклад, Т. С. Комарова, ценность.

Скачать (158,3 kB)

Дебют в науке

УДК 372.881.111.1 ББК 74.48

Засухина А. С. 

В статье рассматриваются преимущества применения дистанционных технологий в обучении иностранным языкам студентов неязыковых направлений подготовки. Представлен опыт использования образовательной платформы Sakai в качестве информационно-коммуникационной среды при проведении этапа тренировки в ходе обучения грамматике английского языка.

Ключевые слова: дистанционное обучение; обучение грамматике; электронная образовательная платформа.

Скачать (377,6 kB)