№1, 2014

Обращение главного редактора

Иванова Людмила Анатольевна

Уважаемые читатели и авторы публикаций!

Мне доставляет большую радость обратиться к Вам со словами приветствия в связи с появлением нового выпуска международного информационно-аналитического журнала «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» (МИАЖ «Crede Experto») ce.if-mstuca.ru.

МИАЖ «Crede Experto» адресован российским и зарубежным учёным, профессорско-преподавательскому составу высшей школы, научным сотрудникам, аспирантам и магистрантам, которые интересуются новейшими результатами исследований по различным направлениям науки.

Журнал создан в 2014 году как мультидисциплинарное издание. Мы надеемся, что он действительно станет местом встречи российских и зарубежных ученых, профессорско-преподавательского состава высшей школы и среднего профессионального образования, представителей органов управления образованием, учителей, научных сотрудников, аспирантов и магистрантов, которые интересуются новейшими результатами исследований по различным направлениям науки. А также станет виртуальной площадкой, где можно будет обменяться мнениями по самым важным на сегодня актуальным вопросам науки и образования, высказаться по спорным и не всегда однозначным вопросам теории и практики. Приступая к изданию электронного международного информационно-аналитического журнала «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык», мы преследовали цель:

Читать далее

Золотые страницы истории

Рубрика «Золотые страницы истории»

УДК 929 ББК 74.03

Иванова Л. А.

Рубрика «Золотые страницы истории» адресована преподавателям и студентам педагогических вузов, колледжей, учителям школ, а также всем тем, кто интересуется проблемами учительства и образования, тенденциями развития школы Иркутской области. Читатель, особенно молодой, ориентированный на профессиональную деятельность в сфере обучения и воспитания, извлечёт из неё не только ценную информацию, но и уроки высокой культуры, этики и эстетики, педагогические традиции.

Ключевые слова: известные люди, учитель, педагог, учёный, «золотой фонд», Иркутская область, научные интересы, традиции, память, чтить, история в «лицах».

Скачать 307 КБ

Если имя тебе – Учитель!

УДК 373.01 ББК 74.204.21

Антипин А. В. (1922-1980)

Отрывок из книги  А. Н. Антипина «ЕСЛИ ИМЯ ТЕБЕ – УЧИТЕЛЬ!», Иркутск: Восточно-Сибирское издательство. 1983. – 224 с., посвящён педагогическому наследию известного педагога Восточной Сибири Афанасию Никитичу Антипину (1922-1980), который был директором Иркутского института усовершенствования учителей в 1969 – 1980 гг. Печатается в авторской редакции.

Ключевые слова: учитель, педагогический талант, педагогическая лаборатория учителя, воспитание, нравственное воспитание, воспитание в процессе обучения

Скачать 290 КБ

 

Основы нравственного воспитания в процессе обучения

УДК 371.4 ББК 74.04

Дулов А. И. (1918-2005)

Отрывок из учебного пособия А. И. Дулова «Основы нравственного воспитания в процессе обучения» (Учебное пособие. – Красноярск, 1975) знакомит читателя с теоретическим наследием великого Педагога, Учёного, Просветителя в области обучения и нравственного воспитания. Проблема, которой он посвятил всю свою научную жизнь, проблема нравственного воспитания учащихся, не теряет своей актуальности и сегодня. Переиздание учебного пособия адресовано преподавателям и студентам педагогических вузов, колледжей, учителям школ, родителям. Печатается в авторской редакции.

Ключевые слова: воспитание, нравственное воспитание, воспитание в процессе обучения, учебный процесс, функции воспитания

Скачать 437 КБ

К 100-летнему юбилею Афонского спора об Имени Божием

Афонский спор об Имени Божием в контексте становления миросозерцания и духовной жизни России XX-XXI вв.

УДК 81-119 ББК 81.2

Постовалова В. И.

В статье описываются исторические вехи и концептуальные основания Афонского спора об Имени Божием ХХ в., послужившего одним из источников формирования отечественной теолингвистической мысли, разработки онтологического учения о языке и создания реалистической философии имени. Рассматривается вопрос о путях становления синергийно-персоналистической парадигмы изучения имени и молитвы, границах и возможностях рационализации духовного опыта.

Исследование выполнено при поддержке гранта ведущих научных школ НШ-2084.2014.6 «Образы языка и многоязычия в различных типах дискурсов».

Ключевые слова: Исихазм, «умное делание», Иисусова молитва, Имя Божие, имяславие и имяборчество, энергия, ипостась, синергийно-персоналистическая парадигма

Скачать 410 КБ

Современные проблемы воспитания

Урок в новом формате как инновационное средство воспитания

УДК 371.4 ББК 74.2

Стефановская Т. А.

Представлена авторская концепция урока. Новый формат рассматривается как идеология, сущность которой раскрывается через систему концептуально выверенных идей. Содержание урока: система базовых национальных ценностей;  система основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе; система универсальных учебных действий. Организация: система учебных задач, заданий, учебных ситуаций, направленных на развитие качеств личности школьника. Результаты урока: личностные, метапредметные, предметные. Определены критерии и показатели урока в новом формате как инновационного средства воспитания.

Ключевые слова: Закон «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, фундаментальное ядро содержания общего образования, новый формат урока, воспитание

Скачать 205 КБ

Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании

Медиакомпетентность молодёжи: стихийная или…

УДК 316.77:001.8 ББК С55.325.1:С55.57с

Фёдоров А. В.

Существует точка зрения, согласно которой современная молодёжь обладает стихийно сформированным высоким уровнем медиакомпетентности. В статье обосновывается, что медиакомпетентность современных студентов, как правило, достаточно высока относительно набора технических умений практического использования медийной техники, но никак не по части анализа медиатекстов.

Ключевые слова: медиакомпетентность, уровни медиакомпетентности, студенты, медиаобразование, медиапедагогика, медиаграмотность, медиакультура, тестирование, анализ, вуз, медийная техника, технические умения

Скачать 268 КБ

Современный учитель: новые требования к профессиональным компетенциям и личностным характеристикам

УДК 378.225 ББК 74.204

Иванова Л. А., Вербицкая О. М.

В настоящей статье поднимается вопрос об информационной культуре современного педагога как о его ведущей профессиональной компетенции в условиях медиатизированного общества XXI века. Медиакомпетентность рассматривается авторами статьи как одна из наиважнейших квалификационных характеристик современного учителя.

Ключевые слова: учитель, медиакомпетентность, информационное общество, медиаобразование, медиаобразовательное пространство.

Скачать 148 КБ

Анализ методологических и теоретических аспектов масс-медиа, определяющих основные тенденции и перспективы эстетически ориентированного медиаобразования в России

УДК 316.77:0018 ББК 74.580

Челышева И. В.

Статья посвящена анализу методологических и теоретических основ, определяющих основные тенденции и перспективы эстетически ориентированного медиаобразования в России. Автором рассматриваются основные функции, свойства системы массовых коммуникаций, которые легли в основу интеграционных процессов современной отечественной социокультурной среды, одним из базовых компонентов которой выступает эстетическая концепция медиаобразования.

* Статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ «Трансформация развития эстетической концепции в российском медиаобразовании (1960-2011)», проект № 12-06-00139.

Ключевые слова: масс-медиа, медиаобразование, медиакультура, эстетическая концепция медиаобразования

Загрузить 343 КБ

О месте понятия «медиаобразование» в категориальном аппарате современной педагогики

УДК 37.011 ББК 74.58:73

Хлызова Н. Ю.

Данная статья посвящена анализу понятия медиаобразования в отечественных и зарубежных педагогических исследованиях. Автор обращается к истокам введения в научный оборот категории «медиаобразование». На основе анализа трудов ведущих российских и зарубежных медиапедагогов сформулировано понятие и раскрыта сущность исследуемой категории.

Ключевые слова: медиа, образование, медиаобразование, средства массовой коммуникации, средства массовой информации, кинообразование

Скачать статью (226 Кб)

Актуальные вопросы профессиональной педагогики

О некоторых интерактивных методах обучения в системе высшего образования

УДК 378.1 ББК 74.24

Мусинов П. А. 

В статье раскрывается сущность интерактивного метода обучения в системе высшего профессионального образования. Приведены варианты (отдельные методы и формы) интерактивного обучения, используемые в практике университета.

В наиболее детальной интерпретации показана сущность проектной деятельности как вида интеракции.

Ключевые слова: компетентностный подход, пассивные методы, активные и интерактивные методы, интеракция, интерактивное обучение, проектная деятельность, модели критического мышления, тесты действия, имитационные методы учебной деятельности

Скачать 319 КБ

Технология реализации эффективного бизнес-образования с помощью системы непрерывного адаптивного обучения СДО «ГЕКАДЕМ»

УДК 374.31 ББК 378.16:681.3

Юдалевич Н. В.Сабадел АннелинБэр ле Корр Мари-Клэр

Система Интернет-обучения ГЕКАДЕМ — система дистанционного образования, которую как преподаватели, так и ученики обогащают новой информацией и новыми знаниями, а также углубляют и совершенствуют уже существующее в ней. В этом контексте систему ГЕКАДЕМ можно рассматривать как платформу потенциальных технологических возможностей реализации эффективного бизнес-образования.

Ключевые слова: Интернет-технологии, непрерывное обучение, образовательные технологии

TECHNOLOGIE DE REALISATION D’APPRENTISSAGE DU COMMERCE PAR LE SYSTEME D’APPRENTISSAGE CONTINU ET ADAPTABLE HECADEM

Iudalevich Natalia, maître-assistant de la chaire des informatiques dans le management, École Internationale de Commerce du Baïkal de l’Université d’Etat d’Irkoutsk, Russie, Irkoutsk, owl@buk.irk.ru

Sabadel Anneline, professeur de français, Alliance Française d’Irkoutsk, Russie, Irkoutsk, an_sabadel@voila.fr

Bär le Corre Marie-Claire, chorégraphe, professeur de danse, le conservatoire d'État de Nüremberg, Allemagne, Nüremberg, mc.baerlecorre@gmx.de

HECADEM est un système d’enseignement à distance que les professeurs comme les élèves enrichissent de nouveaux thèmes et approfondissent ceux existants. En effet la technologie Internet permet sa mise à jour constante.

Les mots clefs: Les technologies pour Internet, l'enseignement continu, les technologies d'apprentissage

Скачать 306 КБ

Коммуникативный потенциал проектной деятельности

УДК 378 ББК 74

Волкова Н. В.

В статье представлены некоторые результаты исследования коммуникативного потенциала проектной деятельности в контексте профессиональной педагогической деятельности. Проектная деятельность используется в качестве средства организации образовательных событий и рассматривается как специфический вид педагогической деятельности.

Ключевые слова: коммуникативный потенциал, взаимодействие, образовательное событие, совместная деятельность, проектная деятельность,  педагогическая деятельность

Скачать 306 КБ

Проблемные аспекты перехода системы СПО на новые стандарты

ББК 74.56 УДК 371

Клочкова Н. Ю.

Статья посвящена анализу перспектив образования нового единого сообщества, которое зарождается на фоне развития социальных, культурных, экономических процессов в мире. Именно поэтому образование в XXI веке играет ключевую роль в жизни человечества.

Новые парадигмы образования призваны удовлетворить потребности общества в гражданах с высокой квалификацией, глубокими знаниями, а также с нравственными ценностями и социальной активностью.

Однако при переходе на новые стандарты возникает ряд трудностей и противоречий, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса. В связи с этим образование зависит не только от тех, кто осуществляет этот процесс, но от того, какое внимание ему уделяют социальные и руководящие  структуры.

Ключевые слова: общественный эволюционизм, нравственные ценности, социальная активность, компетентностная модель образования, инновационность, модернизация, образовательные стандарты, метапредметные требования, знаниевая парадигма образования

Скачать 266 КБ

Профессиональная мобильность будущего педагога как актуальная проблема

УДК 378.4 ББК 74.58

Никитина Е. А.

В российской педагогической науке за последнее время отмечается рост интереса к проблеме профессиональной мобильности будущего педагога. Проведён ряд конференций, на которых обсуждались вопросы, связанные с интерпретацией данного явления. Однако отношение к понятию «профессиональная мобильность» неоднозначно. Востребованность мобильных учителей обусловлена, прежде всего, социально-экономическими условиями в нашей стране, складывающимися рыночными отношениями во всех сферах жизни. Государственные документы по модернизации системы образования, в которых отражён социальный заказ, также определяют необходимость подготовки мобильного педагога.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, образовательно-воспитательная среда вуза, стратегическое качество, личность, будущий педагог

Скачать статью (130 Кб)

Теоретические вопросы обучения иностранным языкам

Формирование иноязычной компетенции студента в процессе неявного обучения на основе системы виртуальных лабораторных работ (СВЛР)

УДК 316.77:001.8 ББК 74.202

Железнова Т. И.

В статье освещаются проблемы формирования иноязычной компетенции студента транспортного вуза и описываются методы организации неявного обучения с применением системы виртуальных лабораторных работ (СВЛР) по этой дисциплине.

Автор является разработчиком СВЛР на кафедре иностранных языков и выдвигает гипотезу, что в условиях сокращения аудиторных часов, предусмотренных программой по ИЯ III поколения, использование ВЛР на основе мультимедиасредств и технологий оптимизирует процесс формирования у студентов иноязычной компетенции, создает у них новый уровень мотивации и стремление к дальнейшему овладению изучаемым языком.

Ключевые слова: проблемы обучения иностранным языкам, программа обучения английскому языку III поколения, формирование иноязычной компетенции студента, компетентность, компетенция, технический вуз, СРС, неявное обучение, декларативные знания, процедуральные/процедурные знания, экспертные знания, мотивация, система виртуальных лабораторных работ, виртуальные лабораторные работы по иностранному языку

Скачать 410 КБ 

Перспективы интеграции классических форм обучения иностранному языку в систему электронного обучения Moodle: вводный фонетический курс немецкого языка

УДК 811.112.2+37+004.6 ББК 81.20+74.00+73.00

Пузейкина Л. Н.Ребиков В. Б. 

В статье рассматриваются перспективы использования электронной учебной платформы Moodle при преподавании Вводного фонетического курса на кафедре немецкой филологии СПбГУ. Интерес к использованию электронных систем управления обучением связан с активным внедрением новых информационных технологий в систему образования, в том числе при обучении иностранному языку. Moodle позволяет объединить многие возможности обучения правильному произношению на иностранном  языке, например аудио- и/или видеоматериал, транскрипцию, дополнительные материалы. В докладе представлены результаты начального этапа работы над проектом.

Ключевые слова: электронное обучение, вводный фонетический курс немецкого языка, система управления обучением Moodle, методика преподавания иностранных языков, тесты

Скачать 608 КБ

Пословицы в обучении французскому языку студентов первого курса лингвистического вуза

УДК 811.133.1 ББК 81.2Фр

Фофин А. И.

В статье предлагаются различные методические приёмы работы с пословицами, сравнимые с игрой в карты. Предложенные приёмы ориентированы на студентов первого курса лингвистического вуза. Пословицы можно использовать для работы над морфологическим и семантическим анализом. Применение пословиц направлено на мотивацию устного высказывания, развитие воображения, языковой смекалки, лингвистической изобретательности и т. д.

Ключевые слова: языковая компетенция, методические приёмы, пословицы, обучение, французский язык, морфологический анализ, семантический анализ, мотивация, развитие воображения, развитие языковой смекалки, развитие лингвистической изобретательности, лингвострановедческие знания.

Скачать статью (311 Кб)

Проблемы преподавания предметов гуманитарного цикла

Влияние социокультурных факторов на современное состояние литературного образования

ББК 74.261.8 УДК 371.01

Сосновская И. В.

В статье устанавливаются причинно-следственные связи между социокультурными факторами и состоянием литературного образования в школе. Автор не просто констатирует то, что сегодня негативно сказывается на восприятии, чтении и изучении классических произведений современными читателями-школьниками, но и намечает некоторые пути преодоления сложившийся кризисной ситуации с преподаванием литературы в школе.

Ключевые слова: культурологическая парадигма, читательская установка, вербальный источник знаний, мировосприятие ребёнка, многомерная среда, стереотипы восприятия, потребительская культура, ценностные доминанты, суррогаты, «текст-конструктор», субкультура, метазнание, инновации, стратегии, школьный литературный анализ

Скачать (152,2 kB)

История педагогики и образования

Учитель Иркутской губернии (вторая половина XIX – начало XX вв.)

УДК 378.01 ББК 74.03

Щеблякова Е. Н.

В статье рассматривается уровень жизни, условия труда и материальное вознаграждение учителей Иркутской губернии во второй половине XIX – начало XX вв.

Ключевые слова: учитель, Иркутская губерния, вторая половина XIX – начало XX вв., уровень жизни, условия труда, материальное вознаграждение

Скачать 232 КБ

Управление образованием

Мотивация личностно-профессионального саморазвития учителя как ресурс реализации ФГОС общего образования

УДК 371.1 ББК 74.2

Кирдянкина С. В.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов в системе общего образования – ключевое событие XXI века. Очевидно, актуальным становится вопрос о кадровом ресурсе. Пока ощутимо не изменится учитель, сущностно в российском образовании (в его образовательных результатах) ничего не изменится.

В настоящей статье поднимается вопрос о значимости саморазвития учителя в личностном и профессиональном аспекте. Предпринята попытка анализа проблем мотивации саморазвития учителя и методологического обобщения накопленного опыта в свете решения требований ФГОС общего образования.

Ключевые слова: ФГОС, саморазвитие, мотивация, управление, сопротивление, научно-методическое сопровождение, субъектогенез, антропогенез, формогенез, нормогенез, аутопсихологическая компетентность, человекоразмерность

Скачать 338 КБ

Сравнительная педагогика

Немецкие учителя: Образование – Задачи – Проблемы

УДК 37.08 ББК 80

Шизер Г. 

Немецкие учителя являются самыми высоко оплачиваемыми в мире, образование в университете, «политизация», которая является проблематичной, и профессиональная компетентность. Ответственность воспитателей в детском саду, сравнение со средней школой и университетом.

Ключевые слова: учителя, оплачиваемые лучше всех в мире, политизация образования, влияние учителя в сравнении: детский сад – начальная школа – средняя школа – университет

Schieser H. 

DEUTSCHE SCHULLEHRER: AUSBILDUNG – AUFGABEN – PROBLEME

Deutsche Lehrer gehören zu den bestbezahlten der Welt. Ausbildung an der Universität, problematisch die „Politisierung“, und fachliche Kompetenz. Verantwortung der Lehrer(innen) im Kindergarten, verglichen mit der Sekundarstufe und Universität.

Schlüsselwörter: Best-bezahlte Lehrer der Welt, Politisierung der Bildung, Einfluss der Lehrer verglichen: Kindergarten - Elementar- und Sekundarschule - Universität

Скачать 271 КБ

Инновационные процессы в современном образовании

Инновационная деятельность как одно из условий развития учреждения дополнительного образования детей: хронология инноваций

УДК 374 ББК 74.00

Михалёва Н. В.Бодунова Н. В.

В статье отражены содержание и этапы организации инновационной деятельности учреждения дополнительного образования детей.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновация, творчество, концепция, программа, проект, воспитание, обучение, личностный рост

Скачать 200 КБ

Гигиена, образование, здоровье

Информатизация общества как социально-гигиенический фактор формирования «фундаментального цивилизационного сдвига»

УДК 613.95/96+614 ББК 57.3

Ткачук Е. А. 

В настоящем обзоре отражены современные аспекты формирования качества образования в условиях информатизации и формирования образа жизни и здоровья с точки зрения «теории поколений». Раскрыты причины фундаментального цивилизационного сдвига, которые заключаются в ускорении темпов жизни, возрастании объема информационного потока, потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления, увеличении разнообразия поступающей информации и количества дел, которыми занят один человек одновременно, росте демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы.

Ключевые слова: дети, информатизация общества, образ жизни, состояние здоровья, «клиповое мышление».

Скачать 296 КБ

Унифицированная оценка гигиенических показателей образовательных учреждений и состояния здоровья школьников

УДК 371 ББК 74.200.54.2

Игольницына Л. М.Превольская В. В.

В статье представлены исследования с применением унифицированного подхода в оценке как санитарно-гигиенического состояния образовательных учреждений, так и здоровья обучающихся. Сущность методики заключается в получении единой размерности, т. е. единой условной единицы, позволяющей провести интеграцию по всем приведённым показателям.

Ключевые слова: унифицированный подход, санитарно-гигиеническое состояние образовательных учреждений, здоровье обучающихся, единая условная единица

Скачать 707 КБ

Изучение употребления психоактивных веществ как фактора риска здоровья студентов

УДК 371.72:613.84; (470+571) ББК 51.1 (2) 4 +74.200.55

Игольницына Л. М.Новокшонова Е. А.

В статье представлены результаты мониторинга распространённости употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди курсантов 1-2 курсов Иркутского авиационного технического колледжа гражданской авиации филиала Московского государственного технического университета гражданской авиации (ИАТК ГА филиал МГТУ ГА) и студентов Иркутского филиала МГТУ ГА. Исследованы классификация и частота употребления ПАВ в среде курсантов колледжа и студентов университета. Выявлены основные факторы риска приобщения к ПАВ, обусловливающие необходимость создания в ССУЗе и ВУЗе системы профилактических мероприятий, направленных на усиление аспектов, препятствующих употреблению ПАВ и формированию правильного образа жизни (ПОЖ).

Ключевые слова: психоактивные вещества, профилактика правильного образа жизни и здорового образа жизни, курсанты, студенты, навыки здорового образа жизни, факторы риска

Скачать 249 КБ

Общее языкознание

Грамматическая категория страдательного залога в казахском и русском языках

УДК 811.512.122’36 ББК 80

Имамбаева Г. Е.Алкебаева Д. А.Ахметова А. Б.

В статье рассматривается грамматическая категория страдательного залога в казахском и русском языках в сопоставительном аспекте.

Ключевые слова: категория залога, грамматическая категория, страдательный залог, казахское языкознание, залоговая категория русского языка

Имамбаева Ғ. Е. (Павлодар, Қазақстан), Әлкебаева Д. А. (Алматы, Қазақстан), Ахметова А. Б. (Павлодар, Қазақстан)

ҚАЗАҚ ЖӘНЕ ОРЫС ТІЛДЕРІНДЕГІ ЫРЫҚСЫЗ ЕТІСТІҢ ГРАММАТИКАЛЫҚ КАТЕГОРИЯ

Мақалада салғастырмалы түрде қазақ және орыс тілдеріндегі ырықсыз етістің грамматикалық категория қарастырылған

Тірек сөздер: етіс категориясы, грамматикалық категория, ырықсыз етіс, қазақ тіл білімі, орыс тілінің етіс категориясы

Скачать 326 КБ

Функциональная фонетика: просодические приёмы выразительного чтения текста

ӘӨЖ 811.512.122'36

Акымбек С. Ш.

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы функциональной фонетики. В частности, объектом исследования является проблема единой функции компонентов интонации в речи. Такие компоненты интонации, как мелодика, ритм, пауза, стилистическая окраска, выразительность, выполняют особую роль во всех областях стилистики речи. Исследование интонации с этой точки зрения дает возможность сделать научные выводы о познавательном и эстетическом значении человеческой речи.

В статье отмечается, что научно-теоретические проблемы объекта исследования функциональной фонетики многогранны, их решение  является основной задачей современного казахского языкознания. Природа речи, а особенно функция звука очень сложна. Поэтому основной целью статьи стало рассмотрение фонетики слова как интеллектуального, психофизического, психолингвистического, эстетического явления.

Ключевые слова: интонация, просодические приёмы, ассоциативный эксперимент, стилевая окраска, синтагма, ритм

ӘӨЖ 811.512.122'36 

Ақымбек С. Ш. (Алматы қ., Қазақстан)

ФУНКЦИОНАЛДЫ ФОНЕТИКА: МӘТІНДІ МӘНЕРЛЕП ОҚУДЫҢ ПРОСОДИКАЛЫҚ ТӘСІЛДЕРІ

Бұл мақалада функционалды фонетика мәселесінің көкейкесті мәселесі қарастырылады. Атап айтқанда, интонацияның компоненттері сөйлеу ағымында біртұтас функция атқаратыны зерттеу нысанына алынды. Интонацияның әуен, ырғақ, кідіріс, қарқын сияқты танымдық тәсілдер қолданыс тілі стилистикасының барлық саласында өзінің стильдік бояуымен, көркемдігімен ерекше рөл атқарады. Интонацияны осы тұрғыдан зерттеу тереңдетіп қарастыру арқылы адам сөзі танымдық және эстетикалық мәніне ғылыми тұжырым жасау көзделінді.

Бұл мақалада бұл салаға қатысты зерттелінбеген істер мен проблемалар өте көп, функционалды фонетика саласының  зерттеу нысаны, оған қатысты ғылыми-теориялық мәселелер, жалпы ғылыми теориясын жасау, практикалық мәнін ашу, мақсаты мен міндеттерін көрсету – бүгінгі қазақ тіл ғылымының кезек күттірмейтін міндеттерінің бастылары. Сөз сөйлеу әсіресе дыбыстаудың функциясының табиғаты өте күрделі. Сондықтан сөздің дыбысталуының интеллектуалдық, психофизиологиялық, психолингвистикалық, эстетикалық құбылыс ретінде тану оның маңызды сипатын анықтауда басты міндет ретінде алынады.

Түйін сөздер: интонация, просодикалық тәсілдер, ассоциативтік эксперимент, стильдік бояу, синтагма, ырғақ

Скачать 280 КБ

Практико-ориентированные направления психологии

Ресурс организации психологического обеспечения системы общественно-активной школы

УДК 091:[159.9:07] ББК 88.4

Стародубцева Г. А.

В статье раскрывается сущность и смысл введения психологического обеспечения образовательной и управленческой деятельности в системе общественно-активной школы. Показана роль психологической информации в достижении целей образовательного учреждения.

Ключевые слова: организация психологического обеспечения, общественно-активная школа, психологическая информация, образовательная и управленческая деятельность, психологическая служба

Скачать 218 КБ

Детский сад: теория и практика

Cтановление и развитие самосознания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (отдельные аспекты проблемы)

УДК 373.2/3 ББК 74.100

Наконечных В. Н.

Статья раскрывает понятия «самосознание», «психические функции», «высшие формы поведения» и их основные компоненты. В статье определены проблемы становления и развития самосознания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Рассматриваются идеи отечественных педагогов, психологов о развитии у человека высших психических функций. Показано, что данные идеи в настоящее время актуальны и могут быть взяты на вооружение теорией и практикой.

Ключевые слова: проблемы; становление; развитие; самосознание; дети старшего дошкольного возраста; дети младшего школьного возраста.

Скачать статью (158 Кб)

Дебют в науке

Содержание брачного договора

УДК 347.61/.64 ББК 67.304

Троцюк Я. В.

В статье рассматриваются отдельные вопросы, касающиеся содержания брачного договора, договорного регулирования имущественных отношений супругов в России.

Ключевые слова: семья, брачный договор, имущество супругов, совместно нажитое имущество супругов, регулирование имущественных отношений, предмет брачного договора, содержание брачного договора.

Скачать статью (213 Кб)