№3, 2014
Слово к читателям
начальник центра дополнительного профессионального образования ИФ МГТУ ГА, кандидат педагогических наук, доцент.
Уважаемые читатели, мне доставляет большую радость обратиться к Вам со словами приветствия в связи с появлением очередного – третьего выпуска международного информационно-аналитического журнала «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык».
Поздравления
Поздравление А. В. Фёдорова с юбилеем
Об А. В. Фёдорове
На перекрёстке мнений
Вузовские гуманитарии в публичной сфере: практики и смыслы
УДК 316 ББК 60.5
В статье представлены результаты исследования различных видов профессиональной, экспертной, медийной и гражданской активности, осуществляемой преподавателями-гуманитариями иркутских вузов за пределами вузовской среды. Автор исследует мотивацию этой активности, смыслы, которые вкладывают в неё сами факторы. Автор предлагает типологию университетских гуманитариев, проявляющих активность во вневузовском пространстве. Исследование осуществлялось на основе глубинного интервьюирования.
Ключевые слова: гражданская активность, гуманитарии, медийная деятельность, социальные практики, социология образования, экспертная деятельность
Правовое обучение как условие демократизации общества
УДК 37.06 ББК 74.4
Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме правового обучения в школе. Особо уделено внимание введению института по правам защиты ребенка в образовательных организациях. Обосновывается мысль о том, что формирование правовых качеств гражданина начинается в образовательной организации. Автор обосновывает потребность в системном правовом образовании всех участников образовательной деятельности.
Ключевые слова: правовое обучение; образование; уполномоченный по правам ребёнка; формирование гражданского общества; гуманистическое образование
Общее языкознание
Монголоведение
Методологические основы формирования коммуникативных умений младших школьников на бурятском языке
УДК 371 ББК 74.2(2Рос.Бур)
В данной статье рассматриваются особенности формирования коммуникативных умений учащихся начальных классов, при этом особое внимание уделяется анализу методологических подходов бурятских лингводидактов по проблеме развития речи младших школьников на бурятском языке.
Ключевые слова: младший школьник, речь, устная речь, развитие речи, методологические основы, умение, коммуникативные умения, методические исследования, формирование.
БАГА НАҺАНАЙ ҺУРАГШАДАЙ ХАРИЛСААНАЙ ШАДАБАРИ ХҮГЖӨӨЛГЫН АСУУДАЛАЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКА ҮНДЭҺЭНҮҮД
Ниитэлэл бага наһанай һурагшадай харилсаанай шадабари бүрилдүүлгын онсодо зорюулагданхай, тиихэдээ онсо анхаралаа буряад лингводидактнуудай эхин һургуулиин һурагшадай хэлэлгэ хүгжөөлгын ажалнуудай шүүмжэлгэдэ зорюулагданхай.
Тулгалха үгэнүүд: бага наһанай һурагшад, хэлэлгэ, аман хэлэлгэ, хэлэлгэ хүгжөөлгэ, методологическа үндэһэнүүд, шадабари, харилсаанай шадабари, методическа шэнжэлэлгэнүүд, бүрилдүүлгэ.
Диалектология
Фердинанд Вреде и Виктор Максимович Жирмунский: переписка по вопросам немецкой диалектологии и лингвогеографии
УДК 811.112.2 ББК 81.20
Пузейкина Л. Н.Данная статья написана по материалам доклада, прочитанного на 43-ей Международной филологической конференции в СПбГУ и приуроченного к 150-летней годовщине со дня рождения известного немецкого лингвиста Фердинанда Вреде. Основной сферой интересов Вреде являлись немецкая диалектология и диалектография. Будучи преемником Георга Венкера, Вреде оказал значительное влияние на развитие Немецкого диалектологического атласа. Исследования Вреде в области диалектографии оказали значительное влияние на деятельность известного российского филолога Виктора Максимовича Жирмунского, занимавшегося в 20-х гг. ХХ в. собирательской и исследовательской деятельностью в немецких колониях СССР. Представленные в статье фрагменты переписки двух ученых относятся к данному периоду и раскрывают истоки некоторых идей В. М. Жирмунского, касающихся исследовательской работы в немецких поселениях СССР.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ проекта проведения научных исследований «Германистические архивы в Санкт-Петербурге. Научная обработка архива В. М. Жирмунского в СПФ АРАН». Проект № 13-04-00369.
Скачать (280,6 kB)
Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности в современном образовании
УДК 159.923.5 ББК 88 В последнее время в сфере высшего профессионального образования наблюдается возрастающий интерес к личности преподавателя и повышается уровень требований к нему как к профессионалу, способному не только транслировать научные знания, но и активизировать научное познание студентов. Данная статья посвящена вопросам, связанным с профессионализацией личности преподавателя психологической науки в рамках учебной дисциплины «Психология социального взаимодействия» в группах студентов технических специальностей вуза. Ключевые слова: профессионализация личности, психология социального взаимодействия.Профессионализация личности преподавателя дисциплины «Психология социального взаимодействия» в группах студентов технических специальностей вуза
УДК 159.923.5 ББК 88 Фалунина Е .В., Мирошниченко Е. В. Культура межнационального общения определяется авторами данной статьи как «значимая характеристика личности педагога современного поликультурного образования». В результате ряда опытно-экспериментальных исследований была разработана и в данной статье представлена модель развития культуры межнационального общения у будущих педагогов в контексте модернизации высшего профессионального образования. Ключевые понятия: культура межнационального общения, компоненты культуры межнационального общения, психолого-педагогическая модель культуры межнационального общения.Модель развития культуры межнационального общения будущих педагогов в системе высшего профессионального образования
Теоретические обоснования психологических механизмов развития толерантности личности в психологии
УДК 159.923.5 ББК 88
В статье поднимается проблема определения психологических механизмов развития толерантности личности в психологической науке. В результате анализа научной литературы определено понятие «психологических механизмов» как содержательной категории, позволяющей описывать процесс внутриличностных изменений и индивидуальных психических преобразований; дано определение толерантности как личностному качеству, а также обоснованы механизмы его развития.
Ключевые слова: психологические механизмы; толерантность как психический феномен; психологические механизмы развития толерантности.
Структура полимодального восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
УДК 159.95+372.3/4 ББК 74.3я73+88.я73
В статье рассматривается проблема особенностей структуры полимодального восприятия детей седьмого года жизни c общим недоразвитием речи в сравнении со сверстниками с нормальным речевым развитием, и анализируются содержание и результаты формирующего обучения.
Ключевые слова: дети с общим недоразвитием речи, полимодальное восприятие, сенсорные модальности, доминантность-субдоминантность модальностей, гармоничный-дисгармоничные профили, инактивность субдоминантных модальностей
Агробизнесобразование — устойчивое развитие сельских территорий Иркутской области
Школа-хозяйство как условие формирования личности продуктивного типа
УДК 373.1.013 ББК 74.200.52
В данной статье говорится о перспективах развития сельской школы, делается акцент на трудовом воспитании учащихся, объясняется специфика жизни сельского населения, непреходящей ценностью которого остается труд на земле. Следуя традициям А. С. Макаренко, в Кулишской школе была внедрена целостная система трудового воспитания, благодаря которой удалось включить в процесс созидательной деятельности и, в частности, сельскохозяйственного производства, всех учеников.
Ключевые слова: производственное воспитание, социальная компетентность, сельская школа, подросток, производственная деятельность, наследие Макаренко, подсобное хозяйство, трудоустройство, экология, нравственная культура
Гигиена, образование, здоровье
Аспекты информационно-психологической безопасности школьных учебников: лёгкость чтения и понимаемость
УДК 613.95/96+614 ББК 57.3
Представлены результаты исследования лёгкости чтения и понимаемости текстов школьных учебников с помощью широко известных психолингвистических тестов — показателя Флеша и индекса Фога. Исследования проводилось на примере школьных учебников для начальной и средней школы. Приведены данные о соответствии школьных текстов по психолингвистическим показателям лёгкости чтения и понимаемости уровню образования (классу обучения или возрасту). Установлено, что согласно данным показателям тексты школьных учебников зачастую труднодоступны учащимся и не соответствуют возрастным особенностям детей.
Ключевые слова: информационно-психологическая безопасность, школьные учебники, дети
Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании
Основные тенденции развития российской медиапедагогики с учетом использования опыта британского медиаобразования: историко-методологические аспекты проблемы
УДК 316.77:001.8 ББК С55.325.1:С55.57с
Статья посвящена анализу историко-методологических аспектов развития российского и британского медиаобразования. Автором рассматриваются основные цели и задачи развития медиаобразования на разных этапах развития, представлен сравнительный анализ теоретических концепций медиапедагогики в России и Великобритании.
Ключевые слова: медиаобразование, этапы развития медиаобразования, теоретические концепции медиаобразования в России и Великобритании.
* Статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ «Стратегии современного британского медиаобразования и его влияние на российскую медиапедагогику», проект № 13‑36-01001. Руководитель проекта – И. В. Челышева.
Практика медиаобразования: формы, методы и приёмы занятий в школе и вузе
УДК 316.77:001.8 ББК С55.325.1:С55.57с
Статья посвящена описанию методики медиаобразовательных занятий с учащимися и студентами. Методика медиаобразовательных занятий основана на использовании циклов литературно-аналитических, литературно-имитационных, театрализовано-ролевых и изобразительно-имитационных творческих заданий. Автором рассматриваются комплекс игровых и творческих заданий, в структуру которых включаются элементы теории медиаобразования и анализа медиапроизведений.
Ключевые слова: медиаобразовательные занятия, медиаобразование, критическое мышление, медиатекст, аудиовизуальная медиакультура, медиатворчество
* Статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ «Стратегии современного британского медиаобразования и его влияние на российскую медиапедагогику», проект № 13-36-01001. Руководитель проекта – И. В. Челышева.
Анализ научно-публикационной активности педагогов Восточной Сибири в области медиаобразования (начало XXI века)
УДК 37.075.8 ББК 74
Мурашкина Н. А., И. В. Григорьева И. В.
В статье представлены результаты анализа научно-публикационной активности педагогов Восточной Сибири в области медиаобразования (начало XXI в.), а также описан медиаобразовательный опыт педагогов-исследователей.
Ключевые слова: медиаобразование; медиапедагог; медиаобразование – региональный аспект; педагогический опыт медиаобразования.
Медиакомпетентность как необходимое условие успешной коммуникации в виртуальной речевой среде
УДК 378.225 ББК 74.5
Иванова Л. А., Вербицкая О. М.
В статье идёт речь об одной из самых актуальных проблем современного высшего образования – формирование и развитие медиакомпетентности в сфере преподавания иностранного языка.
Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, сетевое общение, общение на иностранном языке, межкультурная коммуникация.
Скачать (221,7 kB)
Учителя Иркутской области представляют
Байкальское Переделкино
УДК 004:[316:008] ББК 74.58:73
В статье представлен опыт гражданского воспитания и формирования любви к малой родине через активное включение школьников сельской малокомплектной школы в изучение истории своего посёлка. Посёлок Байкал с полным правом можно назвать творческой гаванью. Более 40 лет назад здесь поселились первые писатели и художники. В статье говорится о творческих людях, связавших судьбу с посёлком, о произведениях, созданных на байкальских берегах.
Ключевые слова: гражданское воспитание; нравственные ориентиры; творчество и культура; проектная деятельность; Байкал; художники; писатели; посёлок; природа; картины; произведения.
Современные проблемы воспитания
Нравственный пример педагога как проводника идей мира и толерантности
УДК 371.4 ББК 74
В статье рассматривается сущность нового принципа организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся – «нравственный пример педагога», дано обоснование нового аксиологического направления воспитания – «миротворческое воспитание школьников», представлены показатели готовности классного руководителя к его осуществлению.
Ключевые слова: толерантность, миролюбие, миротворчество, мир, воспитание в духе мира, духовно-нравственное воспитание, нравственный пример педагога
Проблемы преподавания предметов гуманитарного цикла
Приёмы анализа эпического произведения при подготовке старшеклассников к олимпиаде по литературе (на материале рассказа И. Шмелёва «Русская песня»)
УДК 372.882 ББК 74.26
Данная статья посвящена актуальной проблеме обучения анализу художественного текста в старших классах. Автор не только раскрывает специфический характер художественного текста, но также даёт практические рекомендации по его анализу на примере произведения И. Шмелёва «Русская песня».
Ключевые слова: анализ, эпическое произведение, олимпиада по литературе, художественный текст, внешний конфликт, внутренний конфликт, старшеклассники
Об изучении русского языка в аспекте его истории в современной школе
УДК 808.2-02(075.8) ББК Ш141.12-0-923
В статье проводится мысль о том, что изучение современного русского языка в школе только в синхроническом аспекте (с точки зрения его одномоментного состояния), как статичной системы элементов, недостаточно. Современное состояние системы русского языка отражает изменение его во времени, т. е его историю (диахронию). И это выражается в открытости, асимметричности, градуальности и вариантности системы современного русского языка. Поэтому преподавание современного русского языка в школе нуждается в сбалансированном представлении современных и исторических данных.
Ключевые слова: история русского языка, современное состояние системы русского языка, открытость (проницаемость), асимметричность, градуальность системы, вариантность её элементов
История педагогики и образования
Этапы развития юридического образования в России
УДК 378.634(470+571)"17/20" ББК 74.03
Остапович И. Ю., Мусинов П. А.
В данной статье характеризуются основные этапы в становлении и развитии высшего юридического образования в России, начиная с XVIII в. и заканчивая настоящим периодом, который обусловлен, прежде всего, интенсивными интеграционными процессами отечественного образования в мировое культурное и образовательное пространство.
Ключевые слова: юридическое образование, академия наук, юридические учебные заведения, Болонский процесс, модели высшего юридического образования.
Вопросы философии
Философия времени в историческом познании
УДК 10/14 ББК 87
В данной работе на фоне традиционной науки рассматривается проблема времени. Целью исследования является анализ исторического восприятия в соотношении с особенностями мировоззрения различных эпох, что даёт возможность более глубокого понимания социальных процессов как прошлых, так и современных.
Ключевые слова: время, культура, историческое познание, эндофизика, синергетика, герменевтика
Страницы истории
Соревнование, не оправдавшее надежд
УДК 9С2 ББК 63.3(2)6
В статье рассматриваются попытки советского руководства превратить соревнование рабочих и крестьян в инструмент подъёма их трудовой активности. Отмечается – как неизбежность – снижение эффективности социалистического соревнования в советский период и приход ему на смену экономического соревнования эпохи рыночных отношений.
Ключевые слова: соревнование; военный коммунизм; дисциплина труда; стимулирование; энтузиазм.
Вопросы андрагогики
Исследовательская компетентность как условие профессионального роста учителя
УДК 001 ББК 74.00
Статья посвящена рассмотрению исследовательской деятельности учителя в качестве основы, базиса организации педагогической деятельности и обоснованию исследовательской компетентности как условия, реализация которого позволяет учителю достигать высокого уровня профессионализма.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, исследовательская компетентность, компетенция, профессиональный рост, исследовательская деятельность.
К вопросу о психолого-андрагогических особенностях повышения квалификации
УДК 371 ББК 74.4+88.4
В статье даётся краткий обзор базовых понятий теории образования взрослых, психологических теорий, оказавших существенное влияние на андрагогику. Даются рекомендации по организации обучения взрослых, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.
Ключевые слова: андрагогика, взрослый обучающийся, психолого-андрагогические особенности повышения квалификации, самоактуализация
Информационные технологии и средства обучения
Виртуальные сообщества – это реальность
УДК 378.147.88 ББК 74.05
В статье рассматриваются вопросы о непрерывном образовании каждого выпускника путём вовлечения его в виртуальные образовательные сообщества. Одним из условий для самообразования каждого студента является выбор соответствующих и доступных информационно-коммуникационных технологий в онлайн-обучении.
Ключевые слова: непрерывное образование; виртуальные образовательные сообщества, информационные и коммуникационные технологии; онлайн-обучение.
Государство и право
К вопросу о полномочиях Конституционного суда Российской Федерации в сфере нормотворчества
УДК 342.565.2 ББК 67.300
В статье анализируется опыт конституционного контроля в зарубежных странах и возможность использования их полномочий в практике Конституционного Суда Российской Федерации. Исследуются полномочия Комитета конституционного надзора, предлагается, что некоторые из них сегодня приобретают особую актуальность в части наделения ими Конституционного Суда РФ. Анализируется практика Конституционного Суда РФ, где указывается, что выглядит позитивным предоставление Конституционному Суду РФ полномочий по осуществлению предварительного конституционного контроля проектов законов, устанавливающих или усиливающих уголовную, административную или иные виды ответственности. Кроме того, элементы предварительного конституционного контроля могли бы сыграть положительную роль в части устранения «избыточного нормотворчества».
Ключевые слова: Конституционный суд Российской Федерации, полномочия, предварительный конституционный контроль, «избыточное нормотворчество».
Семиотика
Функциональные особенности употребления современных немецких жестов, выражающих состояние человека
УДК 811.11-112 ББК 81.0
Статья посвящена изучению функциональных особенностей употребления современных немецких жестовых единиц, выражающих состояние человека. В статье представлены результаты анализа жестов и дано описание ситуаций их употребления.
Ключевые слова: функция; жесты, выражающие состояние человека, классификация; невербальная коммуникация
Теоретические вопросы обучения иностранным языкам
Виды работы с колоративами французского языка на разных этапах обучения (из опыта работы)
УДК 378.016 ББК 74.5
В данной статье рассматривается использование колоративов (лексики, обозначающей цвет) при обучении французскому языку на разных этапах языковой подготовки (начальном, среднем, продвинутом) через систему упражнений, которые способствуют более эффективному усвоению лексики и закреплению получаемых знаний в общей системе обучения.
Ключевые слова: колоративы, виды работы с колоративами, методические приемы преподавания французского языка, этапы обучения с использованием колоративов, упражнения с колоративами.