№ 2, 2025

Проблемы, перспективы развития и применения беспилотных авиационных систем

УДК 681.5                    ББК 39.53

DOI 10.51955/2312-1327_2025_2_6

Владимир Александрович Целищев

Аннотация. Приведены особенности развития отечественных беспилотных летательных аппаратов. Выявлены основные проблемы технологической эволюции  грузовых квадрокоптеров. Представлена концепция развития беспилотных грузовых многоцелевых многовинтовых летательных аппаратов, отражающая систему использования гидравлической трансмиссии на примере квадрокоптера. Рассматриваются вопросы точности, устойчивости, управляемости системы автоматического управления и регулирования гидравлической трансмиссии грузового квадрокоптера. Представлено возможное описание гидропривода несущих винтов квадрокоптера как объекта регулирования. Определены силы, действующие на квадрокоптер в полете. Выявлены и описаны управляющие, возмущающие и корректирующие воздействия на систему автоматического управления и регулирования гидравлической трансмиссии квадрокоптера. Выполнен анализ возможности использования авиационных поршневых двигателей для привода трансмиссии грузового квадрокоптера, объемных аксиально-плунжерных насосов и гидромоторов. Показаны новые схемные решения гидромеханических устройств коррекции статических и динамических характеристик. Представлены схемные решения регуляторов гидравлической трансмиссии: регулятор давления, регулятор динамического давления, регулятор скорости, регулятор мощности, LS-регулятор. Описаны преимущества использования регуляторов. Предлагаемый гидромеханический регулятор с LS-регулированием позволяет улучшить устойчивость полета и энергетическую эффективность многовинтового летательного аппарата.

Ключевые слова: грузовой квадрокоптер, гидравлическая трансмиссия, система управления трансмиссией, гидромеханические регуляторы характеристик.

Скачать 1,0 MB

Авионика, авиационные электросистемы, пилотажно-навигационные комплексы и методы их эксплуатации

УДК 378.162.33         ББК 39.5

DOI 10.51955/2312-1327_2025_2_26

Владимир Михайлович Попов

Сергей Валентинович Снимщиков

Вячеслав Сергеевич Турчановский

Арсений Юрьевич Колмаков

Аннотация. В работе рассматриваются разработка и применение виртуального тренажера вертолёта МИ-8Т на основе технологии виртуальной реальности (Virtual Reality) с использованием программного обеспечения Blender, 3DCoat и Unity, позволяющего воспроизвести реалистичную картину приборных панелей, электрощитков и органов управления вертолётом. Путем взаимодействия оператора с ними, проводить различные процедуры включения, проверки работоспособности и готовности бортового оборудования к полету при проведении учебных занятий студентов и курсантов вуза и повышении квалификации авиационных специалистов, что может существенно повысить эффективность и качество учебного процесса и подготовки авиационных специалистов.

Ключевые слова: виртуальная реальность, виртуальный тренажер вертолёта, технология VR.

Скачать 1,2 MB

Системы наблюдения и организации воздушного движения

УДК 629.7.08

DOI 10.51955/2312-1327_2025_2_43

Василий Николаевич Ратушняк

Евгений Николаевич Гарин

Артем Михайлович Мекаев

Андрей Вячеславович Лыхо

Аннотация. В связи со значительным возрастанием плотности транспортных потоков, особенно воздушных, в наземные радиотехнические системы управления транспортом все активнее внедряются технологии высокоточного пространственного определения воздушных объектов. В статье приводится синтез требуемой диаграммы направленности антенной решетки малой апертуры радиолокационной станции вертикального зондирования (РЛС ВЗ). Задача повышения точности измерения угловых координат воздушных объектов и реализации сверхразрешения в РЛС ВЗ с малоэлементной антенной решеткой требует решения серьезных проблем, связанных, прежде всего, с формированием амплитудно-фазового распределения зондирующего сигнала на физических элементах малоэлементной антенной решетки в сопряжении с виртуальными антенными элементами при условии достаточного энергетического потенциала и отношения сигнал/шум на выходе приемника в условиях малой апертуры антенны и импульсной мощности зондирующего сигнала. Применение данных РЛС ВЗ в составе обзорных РЛС обеспечит перекрытие слепой зоны мертвой воронки обзорной РЛС и таким образом сформирует сплошное радиолокационное поле в верхней полусфере пространства.

Ключевые слова: обзорная радиолокационная станция, малоэлементные антенные решетки, угловое сверхразрешение, методы обработки сигналов, эффективность применения РЛС.

Скачать 722,1 kB

Аэромеханика и прочность

УДК 533.69.043.1

DOI 10.51955/2312-1327_2025_2_56

Сергей Викторович Скоробогатов

Дмитрий Александрович Бутуров

Аннотация. В работе представлено исследование влияния параметров адаптивной механизации на её аэродинамические характеристики. Проведено сопоставление традиционных простых закрылков и предкрылков (отклоняемых носков) с адаптивными элементами механизации крыла. Численное моделирование проводилось на базе программного комплекса XFLR5, реализующего алгоритмы XFOIL. Анализ выполнен для широкого спектра конфигураций и условий, включая изменение положения оси вращения механизации вдоль хорды крыла, широкий диапазон углов выпуска и углов атаки. Выявлены ключевые факторы, влияющие на эффективность адаптивной механизации.

Ключевые слова: аэродинамика, адаптивное крыло, простой закрылок, отклоняемый носок, механизация крыла.

Скачать 744,5 kB

Безопасность на воздушном транспорте

УДК 656.7.081:004.934.8

DOI 10.51955/2312-1327_2025_2_70

Валерий Иванович Арбузов

Иван Сергеевич Сипаров

Аннотация. В работе проанализированы широко применяемые на практике при расследовании лётных происшествий методы идентификации личности диктора по голосу и речи, записанным в кабине движущегося воздушного судна в ходе развития нештатной ситуации на его борту. Выявлены достоинства и недостатки каждого из них, указаны факторы, снижающие надёжность идентификационного решения, сформулированы методические основы использования реплик лиц, записанных на фонограмме, чья принадлежность уже была установлена в качестве дополнительного источника данных. Приведены предпосылки для построения пошаговой методики атрибуции реплик лиц, записанных в кабине движущегося воздушного судна с использованием последних достижений в области судебной криминалистической экспертизы звукозаписей (фоноскопической) экспертизы.

Ключевые слова: воздушное судно, нештатная ситуация, судебная идентификация по голосу и речи, расследование летных происшествий.

Скачать 395,2 kB

Транспортные системы

УДК 656.131+378

DOI 10.51955/2312-1327_2025_2_86 

Раиса Морадовна Петрунева

Ангелина Евгеньевна Милоенко

Мария Максимовна Панарина

Борис Алексеевич Медведев

Илья Александрович Харин

Аннотация. В статье приводятся результаты исследования, проведенного студентами факультета автомобильного транспорта ВолгГТУ. Показано, что студенты в различной степени информированы об этом виде транспорта, многие имеют представление о перспективах его внедрения в городскую инфраструктуру, понимают также и опасности его использования. Выявлено, что отношение к внедрению беспилотного автомобильного транспорта зависит не только от гендерных предпочтений, но также и от наличия водительского опыта респондентов.

Ключевые слова: беспилотные автомобили, социологические опросы, безопасность автотранспорта, искусственный интеллект на транспорте.

Скачать 368,4 kB

Семиотические аспекты коммуникации. Исследование поликодовых текстов

УДК 81-11

DOI 10.51955/2312-1327_2025_2_98

Андрей Геннадьевич Фомин

Шамиль Рафикович Габитов

Аннотация. Исследование посвящено анализу поликодового семиозиса в коммуникации на популярной платформе Telegram, где взаимодействие вербального и авербального кодов формирует основу для эффективной передачи информации. Актуальность работы обусловлена необходимостью изучения поликодовых текстов в условиях цифровизации, когда серьезно повышается роль виртуального общения, что трансформирует традиционные семиотические системы. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить особенности поликодовости как средства репрезентации авторской интенции путем установления корреляции между вербальным и авербальным кодом. Настоящая работа фокусируется на изучении поликодовых текстов, выполняющих когнитивную, экспрессивную, фатическую и метадискурсивную функции в новостных Telegram-каналах, и их роли в передаче интенции автора. В ходе исследования был проведен анализ взаимодействия вербальных и авербальных компонентов сообщений. Результаты подтверждают, что поликодовость усиливает коммуникативный потенциал контента. Авербальный код может как дополнять значение сообщения, выраженное вербальным кодом, раскрывая позицию отправителя, так и изменять его, порою даже контрастируя с ним, выражать дополнительную оценку, которая эксплицитно не репрезентирована вербальными средствами.

Ключевые слова: знак, код, вербальный код, авербальный код, поликодовый текст, поликодовый семиозис, мультимодальность, интернет-мем.

Скачать 595,3 kB

Теория и практика перевода

УДК 81’42                    ББК 81.2

DOI 10.51955/2312-1327_2025_2_115

Елизавета Чингисовна Дахалаева

Ольга Евгеньевна Каменская

Аннотация. Данная статья посвящена выявлению и анализу стратегий, используемых при локализации новостных статей сайта Journal du Cameroun (республика Камерун) с французского языка на английский язык. При локализации текста статьи учитываются культурные особенности принимающей текст аудитории и взаимосвязь вербальных и невербальных знаков. Ведущие стратегии локализации – доместикация и форенизация; стратегия ограничения информации выступает как дополнительная стратегия. В процессе локализации наблюдается взаимодополнение данных стратегий. При анализе вербального компонента выявлено доминирование стратегии доместикации. Стратегия ограничения информации, связанная со значительным сокращением оригинального текста и его реферированием, встречается намного реже, при актуализации данной стратегии   устраняются излишние детали или уточнения оригинальной статьи, иноязычный реципиент получает наиболее важную, актуальную и релевантную информацию.

При локализации статей выявлена трансформация на уровне мультимодальных элементов, происходит замена фотографий, изменение количества фотографий, осуществляется полное удаление визуального элемента. Изобразительный материал оригинальных франкоязычных статей подвергается транскреации: изображения заменяются полностью, либо упрощаются, фото низкого качества заменяется на более качественное.

Ключевые слова: локализация, перевод, стратегия доместикации, стратегия форенизации, стратегия ограничения информации, локализация визуальных элементов. 

Скачать 759,0 kB

Методология и теория педагогики

УДК 37.01          ББК 74. 03 (2)

DOI 10.51955/2312-1327_2025_2_131

Наталья Ивановна Чуркина

Аннотация. В статье приводятся признаки и обоснована специфика антропологического поворота в современной науке. Доказана необходимость его применения в ретроспективных педагогических исследованиях, так как он может изменить «типовую модель» и типичные ошибки таких исследований. Обоснована возможность определения цели антропологического историко-педагогического исследования как «конструирование феноменов» истории образования и педагогической мысли. В работе определены основные характеристики антропологических историко-педагогических исследований (круг тем, концептуальные основы, методы, источники и др.). Делается заключение о необходимости расширения проблемного поля и методологического аппарата исследований по истории педагогики и образования за счет использования антропологического подхода, что потребует согласования критериев их экспертной оценки.

Ключевые слова: антропологический подход, история повседневности, методология, история педагогики и образования, диссертационные исследования, стандарт научности.

Скачать 328,7 kB

Теоретические и практические вопросы обучения иностранным языкам

УДК 37.016:811.111

DOI 10.51955/2312-1327_2025_2_139 

Анастасия Петровна Синельникова

Светлана Юрьевна Богданова

Аннотация. В статье рассматривается метод применения ментальных карт («Mind maps») для комбинированного обучения аудированию и говорению студентов языковых профилей подготовки. Аудирование используется как основа для построения монологического высказывания. Во время прослушивания текста студент заполняет подготовленную преподавателем ментальную карту, вписывая в нее важные детали в том объеме и в той последовательности, которую предложил составитель карты для достижения целей данного упражнения. Заполненная ментальная карта служит опорой для создания студентом собственного устного монологического высказывания по теме, затронутой в тексте для аудирования. Обосновано применение метода «Mind maps» на занятиях по английскому языку в вузе, описан ход проведения занятия, в рамках которого может использоваться данный метод. В результате апробации данного метода у студентов 3 курса языкового профиля подготовки была подтверждена его эффективность для развития иноязычной коммуникативной компетенции в условиях отсутствия языковой среды. В статье приводятся данные анкетирования студентов, участвующих в апробации, и делается вывод о целесообразности применения метода «Mind maps» с учетом развития у обучающихся креативного мышления и умения устанавливать иерархические и логические связи.

Ключевые слова: ментальная карта, аудирование, говорение, метод, английский язык.

Скачать 641,1 kB

УДК 372.881.111.1

DOI 10.51955/2312-1327_2025_2_149

Ольга Владиславовна Печинкина

Юлия Вадимовна Баландина

Инга Вадимовна Кузнецова

Анастасия Александровна Никуленко

Аннотация. Несмотря на развитие ассистивных технологий, незрячие студенты продолжают сталкиваться с трудностями при изучении английского языка. Большинство научных работ исследует роль технологий и адаптации материалов в процессе обучения иностранному языку. Однако существует недостаток работ, фокусирующихся на методах и подходах к обучению незрячих студентов онлайн. Цель данной статьи заключается в восполнении этого пробела путем описания подходов, методов и адаптации учебных материалов для осуществления онлайн-обучения английскому языку как иностранному незрячих студентов магистратуры Университета ИТМО, обучающихся в инклюзивной группе. Мы нашли убедительные доказательства эффективности совместного выполнения заданий зрячими и незрячими студентами в инклюзивном классе и адаптировали эту идею для нашего курса, в котором нам удалось решить ряд проблем, описанных в литературе, в частности, проблему формирования автономии у незрячих студентов. В статье описываются использованные подходы и примеры заданий для организации автономной работы зрячих студентов с незрячими в сессионных залах платформы Zoom. Также в работе анализируются наиболее частые ошибки и даются рекомендации по онлайн-обучению незрячих студентов грамматике, лексике и четырем видам речевой деятельности.

Ключевые слова: студенты с нарушениями зрения, ассистивные технологии, онлайн-образование, дистанционное обучение, инклюзивная среда, стратегии обучения, ESL (английский как второй язык), доступность материалов, коллаборативные виды деятельности, учебные материалы, подготовка преподавателей, адаптация учебных материалов, формирование языковых навыков.

* Работа выполнена при финансовой поддержке Фонда Потанина.

Скачать 402,0 kB

Актуальные вопросы профессиональной педагогики

УДК 371.3                  ББК 74.484.4

DOI 10.51955/2312-1327_2025_2_165

Ольга Владимировна Заславская

Екатерина Юрьевна Фатюшина

Аннотация. Статья посвящена выявлению дидактического потенциала лекции-беседы и условий его реализации в практической деятельности преподавателя вуза. На основе анализа научной литературы определены главные преимущества лекции-беседы, позволяющие скорректировать недостатки традиционной монологической лекции, не теряя при этом ее «родовидовых» характеристик. Приведены результаты опроса преподавателей и студентов Тульского государственного университета, подтвердивших значимость лекции-беседы в системе интерактивных форм организации образовательного процесса для развития критического мышления и познавательной самостоятельности будущих специалистов.

Ключевые слова: лекция-беседа, интерактивный элемент лекции, эвристическая лекция-беседа, научное мышление, критическое мышление, субъектность, будущие специалисты.

*Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта №25-28-00883.

Скачать 383,6 kB

Проблемы и практика инженерного образования

УДК 372.862

DOI 10.51955/2312-1327_2025_2_175

Ирина Владимировна Богомаз

Елена Анатольевна Чабан 

Аннотация. В статье рассматривается возможность повышения качества математической подготовки обучающихся в российских школах с применением новых подходов, связанных с прикладными аспектами изучаемого математического аппарата, которые основаны на принципах непрерывности в обучении, а также целевой, содержательной и технологической преемственностью с другими естественнонаучными учебными дисциплинами. В результате проведенного педагогического исследования было выявлено, что особую сложность у старшеклассников вызывает изучение функций и основ математического анализа, являющихся основой математического аппарата для изучения и освоения законов механики. В связи с этим в статье раздел механики «Кинематика» представлен как междисциплинарная основа между математическим аппаратом и механикой, сформулированной Л. Эйлером. Поскольку знания механики являются основой для освоения множества других специальных инженерных дисциплин, изучаемых в инженерно-технических вузах, то для решения проблемы преемственности стандартов школьного и вузовского образования сделаны предложения, связанные с содержательной частью Федеральных рабочих программ основного и среднего общего образования по математике и физике.

В работе использовалась совокупность теоретических и эмпирических методов исследования: анализ и синтез, историко-логический анализ, моделирование, изучение и обобщение педагогического опыта работы в школе и в инженерно-техническом вузе.

Ключевые слова: математика, механика, скорость, ускорение, траектория, график движения, уравнение движения, дифференцирование.

Скачать 588,5 kB

Сравнительная педагогика

УДК 811.161.1’271.12

DOI 10.51955/2312-1327_2025_2_190

Надежда Семеновна Ерохина

Светлана Евгеньевна Каплина

Аннотация. Изучение мирового педагогического опыта в области эффективного обеспечения процесса индивидуализации образования, профессионально-личностного саморазвития и самосовершенствования студентов показывает необходимость оказания им педагогического сопровождения и поддержки. В работе представлены результаты становления и исторического развития тьюторства в системе образования. Авторы обращаются к историко-теоретическому описанию процесса становления тьюторства, сравнительно-сопоставительному анализу, обобщая и систематизируя существующие факты о тьюторской практике, заимствованной из европейского образования и находящей все большее применение в России. Установлено, что формы и методы обучения берут свое начало со времен Средневековья, когда в Англии возникают первые университеты, в которых студентам предоставлялась полная свобода выбора траектории обучения. Для ее реализации был необходим человек-тьютор, готовый оказывать студентам поддержку и наставничество в обучении и воспитании. Определено, что в связи с переходом на европейские стандарты обучения российская система образования претерпела значительные перемены. Во главе образовательного процесса стоит личность учащегося, готового к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию. Все это позволяет сделать вывод о том, что существует необходимость разработки технологий тьюторского сопровождения, в том числе дистанционного повышения квалификации в постдипломном образовании.

Ключевые слова: университет, профессор, студент, образование, тьютор, наставничество, самообразование, самосовершенствование, повышение квалификации.

Скачать 391,0 kB

Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности в современном образовании

УДК 37.035                    ББК 74.200

DOI 10.51955/2312-1327_2025_2_203

Вера Викторовна Казарина

Аннотация. Повышение требований государства и общества к молодому поколению увеличивает нагрузку на обучающихся, что нередко негативно влияет на их эмоциональное благополучие. Педагог осознанно или интуитивно определяет собственные критерии и пути достижения эмоционального благополучия.

В педагогической практике недостаточно инструментов, направленных на стабилизацию уровня эмоционального благополучия подростков. Педагоги не обладают умениями по использованию имеющихся инструментов. Проблемой исследования было определение инструментария, который с одной стороны уже используется педагогами в решении различных образовательных задач, а с другой стороны может влиять на стабилизацию эмоционального благополучия подростков. На эмоциональное благополучие влияют различные факторы. Данное исследование показало, что существует взаимосвязь эмоционального благополучия и социального интеллекта.

Разработаны адресные рекомендации педагогическим работникам по стабилизации эмоционального благополучия подростков через развитие их социального интеллекта.
Ключевые слова: эмоциональное благополучие, социальный интеллект, подростки с разным уровнем развития социального интеллекта.

Скачать 363,4 kB



Дата выхода номера в свет: __.06.2025

Ссылка на скачивание номера в формате PDF

Не правильный ID. 372,7 MB