№ 3, 2024
Безопасность на воздушном транспорте
УДК 331.452:351.814.2:612.85
DOI 10.51955/2312-1327_2024_3_6
Аннотация. В статье приводятся данные статистики пассажирооборота воздушного транспорта в сравнении с иными видами транспорта России, а также показатели безопасности полётов за последнее десятилетие. Определены лидирующие типы событий, приводящих к авиационным происшествиям. Выявлено, что причиной многих произошедших негативных авиационных событий являлись нарушения функционального состояния, потеря работоспособности и ошибки членов экипажа, которым способствуют условия пребывания человека.
Исследовалась вариабельность ритмов сердца, отражавшая изменения в психоэмоциональном состоянии человека при шуме. Экспериментально подтверждено изменение активности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы организма человека-оператора, что свидетельствует о развитии стресса под воздействием шума. Показана важность парирования негативного действия шума на авиаперсонал для повышения безопасности полётов и снижения травматизма. Предложено для концентрации внимания экипажа в экстремальных ситуациях использовать отопротекцию кислородно-аргоновой газовой смесью.
Ключевые слова: воздушный транспорт, авиационные происшествия, человеческий фактор, шум, отопротекция, аргон.
*Работа выполнена в рамках фундаментальных исследований по базовой тематике РАН: FMFR-2024-0039.
Скачать 705,3 kB
УДК 347.823.21
DOI 10.51955/2312-1327_2024_3_21
Людмила Геннадьевна Большедворская
Аннотация. Необходимость данного исследования назрела на фоне анализа многочисленных публикаций, стандартов и выявления противоречий, затрагивающих жизненно важные проблемы оценки эффективности и результативности качества работ и услуг в авиатранспортной отрасли. Основной задачей, для решения которой проведен анализ теоретических и практических подходов в исследуемой области, явились выработка корректной терминологии и доведение понятийного аппарата до практической применимости к новым методическим подходам создания и внедрения интегрированной системы управления безопасностью поставщика авиационных услуг.
Ключевые слова: качество продукции, поставщик авиационных услуг, безопасность, интегрированная система.
Скачать 692,9 kB
УДК 004.891.3 ББК 32.813
DOI 10.51955/2312-1327_2024_3_33
Аннотация. В статье рассматривается утомляемость летного состава и членов авиадиспетчерской службы как фактор риска, оказывающий влияние на безопасность полетов. Предложенное программное решение на основе метода случайного леса позволяет выявлять состояние утомления у авиационного специалиста после прохождения ряда тестов, оценивающих снижение работоспособности по существующим симптоматическим атрибутам. Внедрение представленного решения в систему управления безопасностью полетов на авиационных предприятиях позволит повысить соответствующие показатели надежности работы как пилотов, так и авиадиспетчеров.
Ключевые слова: утомление, оценка, статистика, машинное обучение, бинарная классификация, случайный лес, автоматизация, программа.
Скачать 709,3 kB
УДК 613.6.027
DOI 10.51955/2312-1327_2024_3_45
Оксана Геннадьевна Феоктистова
Аннотация. В статье рассматриваются различные методы оценки рисков в сфере производственной безопасности на авиапредприятиях. Цель исследования – определить наиболее подходящий метод оценки рисков для повышения уровня безопасности на производстве и снижения вероятности возникновения опасных ситуаций. В ходе анализа методов обнаружения и идентификации опасных событий и негативных ситуаций были выделены наиболее эффективные методы и на основе этого разработаны диаграммы «дерево происшествий» и «дерево событий» для события: травма на производстве. В статье был использован матричный метод, как один из наиболее распространённых методов в практике оценки профессиональных рисков.
Ключевые слова: авиапредприятие, риск, профессиональный риск, охрана труда, дерево событий, шум, опасные производственные факторы, вредные факторы.
Скачать 666,2 kB
Системы авиационной радиосвязи, радиолокации, радионавигации и методы их эксплуатации
УДК 621.396.96
DOI 10.51955/2312-1327_2024_3_59
Аннотация. При проектировании пилотажно-навигационных комплексов современных и перспективных воздушных судов (ВС) важным направлением является разработка новых подходов к построению и выдерживанию эффективных траекторий полета. Синтез системы траекторного управления, которая способна стабилизировать положение ВС и точно отслеживать заданный маршрут полета, является достаточно сложной задачей. В данной работе предлагается алгоритм формирования управления отслеживанием траектории, основанный на методах теории оптимального управления (ТОУ) с использованием подходов теории оптимальной фильтрации (ТОФ) для оценки параметров траекторного движения. Рассмотрена формулировка автономной задачи оптимального управления. В работе показатель качества выдерживания маршрута полета формулируется в виде минимизации отклонения фактической траектории полета от заданной.
Методами имитационного статистического моделирования подтверждена целесообразность внедрения предлагаемого подхода. Для проверки обоснованности предложенного подхода выполнялось имитационное моделирование типичного отслеживания траектории полета в ожидаемых условиях эксплуатации. Анализ полученных результатов в ходе имитационного моделирования показывает, что отклонение параметров управляемой траектории полета от заданных значений не превышает 5 м. Результаты демонстрируют эффективность алгоритма отслеживания заданного маршрута полета и устойчивость к внешним возмущениям.
Ключевые слова: воздушное судно, траектория полета, фильтр Калмана, оптимальное управление, оптимальная фильтрация, глобальная навигационная спутниковая система, система траекторного управления.
Скачать 1,0 MB
Системы наблюдения и организации воздушного движения
УДК 621.396.96
DOI 10.51955/2312-1327_2024_3_76
Аннотация. В последнее десятилетие наблюдается повышение объема пассажирских и грузовых авиаперевозок, что приводит к увеличению плотности воздушного движения. При этом ужесточаются требования к безопасности полетов, достижение которых возможно при помощи систем организации воздушного движения. В соответствии с рекомендациями ИКАО для повышения эффективности воздушных перевозок предлагается использовать современные средства наблюдения. Внедрение в Российской Федерации многопозиционной системы наблюдения (МПСН) на базе автоматического зависимого наблюдения вещательного типа (АЗН-В) направлено на реализацию государственных и региональных программ развития авиации, повышения безопасности полетов, качества аэронавигационного обеспечения системы организации воздушного движения. Поэтому анализ принципов построения рабочей зоны и обработки навигационной информации в многопозиционной системе наблюдения с целью повышения точности определения координат ВС является актуальной научно-исследовательской задачей. Рассмотрен подход повышения эффективности функционирования МПСН при обработке информации в условиях шумов и помех. Анализ результатов моделирования предложенного алгоритма на основе дискретного фильтра Калмана показывает высокую точность оценки плановых координат воздушного судна (ВС). Для автоматизации процесса расчета и построения рабочих зон многопозиционной системы наблюдения разработано специализированное программное обеспечение.
Ключевые слова: многопозиционная система наблюдения, технология мультилатерации, автоматическое зависимое наблюдение, фильтр Калмана, рабочая зона, местоположение, метод наименьших квадратов.
Скачать 1,5 MB
Летательные аппараты, авиационные двигатели и методы их эксплуатации
УДК 629.7.073.6
DOI 10.51955/2312-1327_2024_3_103
Геннадий Владимирович Коваленко
Аннотация. Формализация деятельности пилотов при управлении ими воздушными судами (ВС) последнего поколения, в настоящий момент, может оказаться затруднительной ввиду значительных изменений в структуре деятельности человека-оператора. Для наиболее полного анализа порядка управления деятельностью пилотов при использовании различных уровней автоматизации использование только математического аппарата теории вероятностей и методов принятия решений в расплывчатых условиях оказывается недостаточным. В статье представлен результат применения методов теории важности критериев с целью определения наиболее рационального выбора вида деятельности членов экипажей на различных этапах полета и режимах пилотирования ВС последнего поколения.
Ключевые слова: важность критериев, оценка параметров полета, управление деятельностью, степень автоматизации ВС.
Скачать 928,7 kB
Авиационная техника
УДК 629.7.021 ББК 39.53
DOI 10.51955/2312-1327_2024_3_117
Аннотация. Рассмотрены проблемные вопросы, связанные с работой системы выпуска шасси современных летательных аппаратов. Указаны некоторые специфические требования к аналогичным системам, применяемым на воздушных судах военного назначения. Предложено конструктивное решение в виде авторской разработки по использованию энергии пороховых газов в системе аварийного выпуска шасси на примере самолета Як-130. Проведен анализ дополнительного оборудования, необходимого для функционирования предложенного способа выпуска шасси, а также его влияния на летные характеристики летательного аппарата в связи с возможным увеличением массы и изменением габаритов самолета. По итогам исследования сделан вывод о возможности применения пороховых зарядов в системе аварийного выпуска шасси воздушного судна.
Ключевые слова: система выпуска шасси, пороховой заряд, цилиндр выпуска, надежность, безопасность полетов.
Скачать 980,7 kB
Транспорт
УДК 629.7.01
DOI 10.51955/2312-1327_2024_3_134
Аннотация. В статье рассмотрена актуальная задача по оптимизации использования имеющегося и перспективного парка воздушных судов отечественного производства в рамках создания единой дальневосточной авиакомпании. Проанализированы данные по оценке потребного количества самолетов отечественного производства через единый консолидированный заказ от всех авиакомпаний дальневосточного региона. Показано, что значительную роль в оптимальном проектировании количества и номенклатуры ВС региона играют математические методы моделирования и оптимизации, которые успешно применяются для выбора наилучших параметров и характеристик ВС или его подсистем на различных стадиях проектирования с разделением задачи на две взаимосвязанные модели: параметрическую и операционную. Предложен системный научно-методический подход к внешнему проектированию ВС, с помощью которого можно генерировать множество проектных вариантов ВС, ограничившись только теми параметрами, которые существенно влияют на эффективность функционирования авиакомпании. Результатом исследования является выполнение задачи оптимизации модельного ряда ВС для последующей эксплуатации в условиях Крайнего Севера, Арктики, Сибири и Дальнего Востока. Полученные аналитические материалы позволяют сопоставить план расширения маршрутной авиатранспортной сети и календарный план производства авиационной техники для единой дальневосточной авиакомпании на основе представленной блок-схемы взаимодействия авиакомпаний и промышленности.
Ключевые слова: математические методы моделирования, единая дальневосточная авиакомпания, оптимизация модельного ряда, единый консолидированный заказ.
Скачать 520,8 kB
Управление процессами перевозок
УДК 656.015
DOI 10.51955/2312-1327_2024_3_144
Аннотация. Анализ современного состояния транспортной инфраструктуры городов, а также научные исследования в области управления процессами перевозок показывают высокую актуальность данного направления, связанного с планированием, организацией и управлением транспортными потоками. Одним из вопросов, представляющих интерес для изучения в рамках данного научного направления, является вопрос эксплуатации парковочных зон привокзальной площади аэропорта. В данной статье приведена практика эксплуатации парковочной зоны привокзальной площади регионального аэропорта, выявлены существующие проблемы паркинга, проведена оценка эффективности использования парковочной зоны на привокзальной площади, разработаны предложения по повышению эффективности использования парковочной зоны на привокзальной площади аэропорта.
Ключевые слова: аэропорт, аэровокзал, привокзальная площадь аэропорта, въезд, выезд, контрольный пункт, парковка, очередь, парковочное место, перегруженность, теория массового обслуживания.
Скачать 713,1 kB
Дискурс, дискурсивные практики и текст: векторы исследования
УДК 811.11 ББК 81.2
DOI 10.51955/2312-1327_2024_3_157
Аннотация. В статье рассматриваются аксиологические стратегии, моделирующие эффект речевого воздействия в научно-популярном и образовательном масс-медиальных дискурсах. В работе высвечивается воздействующий потенциал медиатекстов образовательного характера и научно-популярной тематики. На основе анализа эмпирического материала выявлены и охарактеризованы способы реализации аксиологической стратегии критического плана, оптимизирующей и футурологической аксиологических стратегий.
Ключевые слова: аксиологические стратегии, научно-популярный дискурс, образовательный дискурс, медиатекст, ценностные концепты.
Скачать 355,8 kB
Лингвокультурология
УДК 81-23
DOI 10.51955/2312-1327_2024_3_167
Аннотация. Предлагаемая статья обращается к феномену венского городского оригинала на примере трех персоналий, обладающих официальным статусом оригинала, особыми антуражем, идиолектом, идиокинесикой и перлокутивным воздействием на венскую и в целом австрийскую публику. Цель работы – исследовать судьбы венских оригиналов в период диктатуры национал-социалистов после «аншлюса» Австрии. Актуальность статьи связана с разработкой методологии нового направления в лингвокультурологии – лингвопортретистики, которая рассматривается как своего рода археология знания о значимых реальных персоналиях культуры конкретных стран. Это направление отличается от лингвоперсонологии своей ориентацией не на обобщения культурных типажей, отраженных, прежде всего, в фразеологическом фонде языков и литературной традиции, а на изучение диссипативных групп, охватывающих личностей, которые можно рассматривать как живые культурные феномены, к которым, вне всякого сомнения, принадлежат городские оригиналы. Методы, использованные в статье, включают систематизацию, классификацию, интерпретативный и контекстуальный анализ, а также метакритический анализ биографической и научной литературы. Статья содержит рассуждения о специфике дискурсов, которые формировались вокруг Гельмута Квальтингера, Беатрис Трианги и Карла Сесты, с опорой на биографические материалы, журналистские расследования, труды по лингвокультурологии и тексты, созданные венскими оригиналами. Исследование является попыткой реконструировать интеллектуальный дискурс австрийской столицы первой половины ХХ века.
Ключевые слова: лингвокультурология, городские оригиналы, интеллектуальный дискурс Вены, Гельмут Квальтингер, Беатрис Трианги, Карл Сеста.
Скачать 376,0 kB
УДК 811.11-112.2 ББК 81.75
DOI 10.51955/2312-1327_2024_3_179
Аннотация. Значимые для отдельно взятой лингвокультурной общности исторические, культурные, политические, экономические и спортивные события фиксируются в языковом сознании носителей языка и находят свое отражение в его лексическом составе. Статья посвящена описанию семантико-стилистических особенностей немецкоязычных эонимов, т.е. лексических единиц, в семантике которых присутствует аллюзия на породившие их события в различных сферах жизни. Материал исследования представляют «эпитеты года», т.е. имена прилагательные из рейтинговых списков ежегодной лингвистической акции Общества немецкого языка в Германии «Слово года» за период с 1971 по 2023 годы. Автор посвятил свое исследование описанию основных характеристик отобранных единиц. Особая стилистическая маркировка эонимов-прилагательных свидетельствует об их метафорическом характере и возможности реализации стилистической функции эпитетов. В статье дается обобщенная характеристика эонимов-эпитетов в их диахронном аспекте. Предложенный автором подход к изучению языковой рефлексии исторических событий в немецкоязычном дискурсе представляет интерес для специалистов в области лингвокультурологии.
Ключевые слова: эоним, имя прилагательное, эпитет, языковая рефлексия, слова года, немецкий язык, ключевые слова текущего момента, лингвокультурология.
Скачать 383,1 kB
Алтаистика
УДК 811.512.3
DOI 10.51955/2312-1327_2024_3_192
Иннокентий Николаевич Новгородов
Аннотация. В статье установлен устойчивый словарный фонд дунсянского языка по источникам XX и XXI веков отечественных и зарубежных авторов. Обнаружено внешнее сходство в подавляющем количестве слов, что свидетельствует об устойчивости изучаемого фонда монгольского языка Китая. Вместе с тем в некоторой части слов выявляются расхождения в морфологии и семантике слов. Для дальнейшего исследования дунсянского языка необходимо изучение его фонологической системы.
Ключевые слова: устойчивый словарный фонд, дунсянский язык, отечественные и зарубежные источники XX и XXI веков.
Скачать 637,8 kB
Теоретические и практические вопросы обучения иностранным языкам
УДК 378
DOI 10.51955/2312-1327_2024_3_212
Аннотация. Во всем мире среди взрослых становится популярной образовательная практика изучать иностранные языки, во-первых, индивидуально, во-вторых, неформально, в-третьих, в онлайн-формате, однако наблюдается довольно низкий уровень разработанности теоретико-методологических основ такого обучения. В статье рассмотрены преимущества неформального индивидуального онлайн-обучения взрослых РКИ под руководством преподавателя, а также комплекс организационных закономерностей, подходов и принципов функционирования данного образовательного феномена. Нами было выявлено, что индивидуальное неформальное онлайн-обучение РКИ базируется на таких организационных закономерностях, как управление педагогическим процессом, единство деятельности преподавателя и взрослых обучающихся, закономерность динамики педагогического процесса. Кроме этого, одними из основных принципов, которые лежат в основе исследуемого формата обучения, являются андрагогические и принципы гибкого обучения. Эффективная организация обучения является одной из актуальных проблем современной дидактики, поэтому важным является выявление теоретических и методологических основ популярных образовательных практик.
Ключевые слова: неформальное онлайн-обучение взрослых, РКИ, онлайн-формат, методологическое обоснование, синхронное онлайн-обучение, синхронный – асинхронный режимы коммуникации, онлайн-преподаватель.
Скачать 383,2 kB
Бурятский язык и литература: теория и методика
УДК 82 (571.54) ББК 83.3 (2 Рос. Бур) С 57
DOI 10.51955/2312-1327_2024_3_226
Аннотация. Проблема сохранения родного языка все еще остается острой, особенно в детской среде. Детский возраст – это особенный период развития человека, активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Наши исследования показывают, что из года в год увеличивается число детей дошкольного возраста, не понимающих и не говорящих на родном бурятском языке. «Сложилась специфическая ситуация, которая требует анализа и особого внимания со стороны органов власти, образовательных структур и широкой общественности» (Бадараев). Об этом и о способах и путях сохранения родного бурятского языка в детской среде размышляет автор, делится опытом проведения эксперимента и результатами экспериментальной деятельности по организации монолингвальной речевой развивающей среды в дошкольных образовательных организациях. Описывает опыт организации родительских клубов по включению родителей в образовательную деятельность.
Ключевые слова: бурятский язык, родной язык, неродной язык, функциональный язык, эксперимент, предметно-пространственная среда, речевая среда, монолингвальная речевая среда, образы языков, детская речевая среда, субординативный билингвизм, социолингвистические условия, интерактивные технологии, родительская общественность, федеральная образовательная программа дошкольного образования, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Скачать 764,5 kB
Дата выхода номера в свет: 26.09.2024
Ссылка на скачивание номера в формате PDF
Скачать в формате PDF 350,4 MB