№ 2, 2022
Безопасность на воздушном транспорте
УДК 625.717
DOI 10.51955/23121327_2022_2_6
Людмила Геннадьевна Большедворская
Аннотация. Усложнение процессов обслуживания воздушных судов в районе аэродрома под влиянием экстремального и нередко бесконтрольного применения беспилотных летательных аппаратов ставит под угрозу безопасность полетов (БП) воздушных судов (ВС), вовлекая за собой последствия от актов незаконного вмешательства и террористических угроз, опасность жизни и здоровья населения, изменения окружающей природной среды. Этим обусловлена цель исследования, результатом которого явился новый механизм обеспечения безопасности посредством разработки модели интеграции систем менеджмента (ИСМ) и системы управления безопасностью полетов (СУБП). Особое внимание в работе уделено вопросу внедрения электронных моделей ИСМ в сочетании с СУБП, разработка которых выстраивается с учетом требований системы менеджмента и современных IT-технологий, обеспечивающих взаимосвязь основных, обеспечивающих процессов и процессов управления, показателей процессов менеджмента, безопасности полетов и параметров основных бизнес-процессов с бизнес-характеристиками аэродрома.
Ключевые слова: риски, качество, безопасность полетов, интеграция, интегрированная система менеджмента, Байесовские сети доверия, сети Петри.
Скачать 662,0 kB
Летательные аппараты, авиационные двигатели и методы их эксплуатации
УДК 681.5 ББК 30.83
DOI 10.51955/23121327_2022_2_19
Николай Григорьевич Филиппенко
Аннотация. Данная работа посвящена разработке системы управления процессом исследования теплофизических свойств и фазовых превращений в полимерных и композитных материалах. Использование полимерных материалов взамен цветных и нержавеющих металлов является необходимым и перспективным процессом при производстве и ремонте узлов и механизмов летательных аппаратов. Особое развитие эта тенденция получила в последние десятилетия не только в авиации, но и целиком в транспортном машиностроении. Замена металлов пластиками и композитами на их основе снижает главный показатель в изделиях данной отрасли, а именно его вес. Зачастую при проектировании и использовании летательных аппаратов становится просто невозможным изготовить конкурентоспособные изделия без применения полимеров и композитов в их конструкции. Прочностные данные полимеров в ряде конструкций ЛА компенсируются ресурсами их использования, которые не всегда измеряются значительными временными показатели. Тем не менее, несмотря на уникальные возможности новых конструкционных полимеров, остается открытым вопрос об их изменяющихся электро-физико-химических свойствах в процессе воздействия на них температурных нагрузок и других факторов внешнего воздействия в период эксплуатации. Представленный авторами алгоритм автоматизированного управления процессом высокочастотной электротермии позволил получать более точные результаты исследований. Реализованный алгоритм автоматизированной системы управления в виде программного комплекса позволил получить новые и уточнить уже имеющиеся результаты ранее проведенных экспериментов в отношении конструкционных материалов, используемых при изготовлении и ремонте летательных аппаратов и других транспортных средств.
Ключевые слова: транспорт, полимерные материалы, композиты, теплофизические свойства автоматизированная система управления научных исследований, фазовые превращения.
Скачать 701,6 kB
УДК 629.7/621.01
DOI 10.51955/23121327_2022_2_34
Аннотация. В работе выполнены исследования времен нахождения в состояниях технической эксплуатации воздушных судов Ми-8Т Ми8-МТВ. Использованы статистические данные действующего авиапредприятия АО «Норильск Авиа». Для каждого вариационного ряда времен формализованы статистические законы распределения. Выполнены проверки соответствия теоретических и полученных статистических законов распределения времен по критерию Пирсона. Подтверждено, что процесс технической эксплуатации воздушных судов в практических задачах может быть рассмотрен как полумарковский.
Ключевые слова: полумарковский процесс, время нахождения в состоянии процесса, статистическая обработка данных, экспоненциальное распределение, техническая эксплуатация воздушных судов, интегральная функция распределения.
Скачать 481,2 kB
Дискурс, дискурсивные практики и текст: векторы исследования
УДК 81’42: 070(476+420+73)=811.111(045)
DOI 10.51955/23121327_2022_2_50
Аннотация. В статье рассматриваются ведущие объекты, темы и стратегии дискурса газетной толерантности в англоязычной прессе Великобритании и США, а также в русскоязычной и белорусскоязычной прессе Республики Беларусь. Ключевым методом исследования является дискурс-анализ, выявляющий отношения между медиатекстом и социальным контекстом. Толерантность в современном мире рассматривается как важный принцип взаимоотношений между людьми, необходимая предпосылка диалога, сотрудничества и взаимопонимания, способ предотвращения и разрешения конфликтов между различными социальными группами, и медиатекст играет значимую роль в формировании толерантных установок в общественном сознании. Результаты исследования показывают, что в основе англоязычного дискурса толерантности лежит гендерная, расовая и сексуальная идентичность, в то время как в белорусском медиадискурсе толерантность формируется на основании этнических, возрастных и психофизических характеристик личности. В исследовании выделены дискурсивные стратегии газетного дискурса толерантности, которые в англоязычной и белорусской прессе используются по отношению к разным социальным группам – стратегии сопереживания, позитивного позиционирования, солидаризации и информирования. Полученные результаты дают возможность для дальнейшего изучения дискурса толерантности в различных культурах и языках.
Ключевые слова: медиадискурс, пресса, толерантность, солидарность, дискриминация, идентичность.
Скачать 338,8 kB
УДК 81’271 ББК 81.2
DOI 10.51955/23121327_2022_2_64
Аннотация. В статье рассматриваются особенности моделирования образа будущего на материале британского политического дискурса, в частности публичных выступлений британского политика Тони Блэра. Установлено, что образ будущего обладает значительным воздействующим потенциалом в политическом дискурсе. Содержание и языковая репрезентация образа будущего определяются такими параметрами, как интенциональность адресанта, характеристики прагматического контекста и особенности целевой аудитории. Выявлен комплексный характер воздействия на адресата посредством насыщения политического дискурса языковыми единицами, транслирующими переживание будущего в координатах аттрактивности, инновационности и солидарности. Предложена уровневая модель конструирования образа будущего, раскрывающая иллокутивную задачу языковых репрезентаций при их активации на разных уровнях ориентирующего воздействия: контакто-устанавливающем, концептуальном, аффективном, волюнтативном и эвалюативном.
Ключевые слова: образ, будущее, моделирование, модель, политический дискурс, уровни ориентирующего воздействия языка, языковая функция, ориентирующая функция языка.
Скачать 326,8 kB
УДК 811
DOI 10.51955/23121327_2022_2_77
Аннотация. В статье проводится анализ лексических средств, содержащих оценку военно-политических конфликтов в китайских СМИ. В результате сплошной выборки было найдено 250 текстов, посвященных военно-политическим конфликтам, в которых использовались 248 тематически релевантных слов и словосочетаний, имеющих, в своей семантической структуре оценочный компонент, выявленный посредством анализа значений отобранных единиц. Если на первом этапе (1990-2013 гг.) в массмедийном дискурсе КНР для описания военно-политических конфликтов активно использовались модальные глаголы, выражающие совет, и вводные конструкции, дающие ссылку на источник информации, то во втором периоде (2014-2022 гг.) риторика СМИ Китая значительно изменилась. Используемые современными китайскими СМИ слова с ярко выраженной отрицательной коннотацией часто выступают в качестве конфликтогенов, так как с их помощью КНР открыто обвиняет стороны конфликта и / или стоящие за конфликтом сверхдержавы. Тексты насыщенны оценочной лексикой, что помогает создать сильное прагматическое воздействие на адресата сообщения. По частеречной принадлежности, наиболее частотными являются глаголы и отглагольные существительные, которые помогают показать динамику конфликта. Вторую по частотности группу составляют описательные прилагательные, употребляемые в сравнительных конструкциях и в превосходной степени для отражения высокого уровня напряженности и «повышенной тональности» сообщения. Для усиления воздействия на свою целевую аудиторию СМИ используют многочисленные метафоры, в том числе содержащие оценочную лексику.
Ключевые слова: категория оценочности, военно-политический дискурс, конфликтоген, коннотация, массмедийный дискурс, военно-политический конфликт, китайские СМИ, конфликт, оценочная лексика, оценочный компонент.
Скачать 457,1 kB
УДК 811.112.2
DOI 10.51955/23121327_2022_2_91
Аннотация. Статья посвящена исследованию аргументативного пространства педагогического нормативного дискурса, представленного различными типами текстов, которые содержат правила поведения, предназначенные для учащихся немецких начальных школ. В работе рассмотрена структура аргументативного пространства, выявлены типы контекстуальных аргументов и проведена их классификация. На основе изучения состава аргументативных конструкций определены типы логических отношений между тезисами и аргументами, описана роль аргументативных конструкций в структуре текста на макро- и микроуровнях. На основании анализа эмпирического материала сделан вывод о том, что нормативный текст обладает аргументативным потенциалом, но аргументативное и нормативное пространства текстов обнаруживают определённую автономность и сосуществуют параллельно. Прагматическая структура аргументативного пространства актуализуется и накладывается на прагматическую структуру нормативного пространства в случае осуществления процедуры аргументирования. Анализ текстового массива показал также, что широкое использование различных типов контекстуальных аргументов и способов их вербального воплощения аргументирования в большинстве отобранных текстовых единиц свидетельствует о системном характере аргументирования как средства убеждающего воздействия на школьников, которые должны декодировать и усваивать нормативные высказывания. Новизна исследования заключается в привлечении нормативных текстов в качестве объекта изучения аргументативности и описании закономерностей, определяющих особенности построения аргументативного пространства в педагогическом дискурсе.
Ключевые слова: аргументация, аргументативное пространство, контекстуальный аргумент, аргументатор, аудитория, педагогический дискурс, нормативный дискурс.
Скачать 432,4 kB
Проблемы когнитивной лингвистики
УДК 811
DOI 10.51955/23121327_2022_2_109
Аннотация. Когнитивные основания личных имён содержат в себе признаки, позволяющие выявить алгоритмы и механизмы выбора имени и создания никнейма как в реальной жизни, так и в виртуальном пространстве. В данном исследовании были проанализированы имена персонажей форумной ролевой игры в жанре «фэнтези» «Легенды Эмпии», выявлены мотивы выбора имени игроками и описаны механизмы создания игрового никнейма. Функционирование антропонимов в интернет-пространстве форумной ролевой игры в разных коммуникативных ситуациях подтверждает значимость правильного восприятия и понимания имён другими игроками для выстраивания внутренней коммуникации. Рассмотрение семантико-когнитивного аспекта языковой картины форумной ролевой игры на примере функционирования игровых никнеймов является новым и перспективным направлением современной лингвистики, а результаты исследования дополняют существующие ономастические теории.
Ключевые слова: игровой никнейм, мотив выбора имени, семантика имени, языковая картина форумной ролевой игры, когнитивный аспект коммуникации.
Скачать 326,8 kB
Лингвокультурология
УДК 811.161.1’37+81’27 ББК 81.2-3
DOI 10.51955/2312-1327_2022_2_123
Аннотация. Статья посвящена проблеме исследования ценностных аспектов гастрономического дискурса на основе анализа английских неологизмов-гастронимов. Гастрономический дискурс рассматривается как одна из форм коммуникации, представляющая систему доминант. Материалом для исследования послужили английские неологические единицы-гастронимы, взятые из электронных словарей Wordspy, Macmillan Dictionary, Urban Dictionary, Cambridge Dictionaries Online Blog и анализируемые как индикаторы изменений, происходящих в обществе. В статье также отмечается, что оценочные возможности неологизмов-гастронимов, их аксиологические ресурсы раскрываются в определенной дискурсивной среде, также как появление и закрепление в употреблении самих новых лексических единиц. Оценка в гастрономическом дискурсе дается по самым разным признакам в зависимости от ценностных ориентиров говорящих, но, как правило, располагается на шкале «хорошо/плохо», которая имеет ярко выраженный субъективный характер и определяется ценностными установками носителей языка. При анализе ценностной составляющей неологизмов-гастронимов обнаруживаются новые подходы к продуктам питания, которые раньше не были характерны для англоязычного общества. В частности, отмечается, что еда больше не рассматривается исключительно как источник питания.
Ключевые слова: аксиология, ценность, гастрономический дискурс, гастроним, культура, культура питания, неологизм, оценка, язык, дискурсивные практики.
Скачать 320,2 kB
Теоретические и практические вопросы обучения иностранным языкам
УДК378.02.37.016
DOI 10.51955/23121327_2022_2_136
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования речевых умений при обучении в вузе студентов бакалавриата французскому языку для специальных целей. Актуальность темы исследования обусловлена востребованностью преподавания иностранных языков для специальных целей в вузе, что соответствует социальному заказу общества. Отмечается, что формирование иноязычной профессиональной компетенции обучающихся возможно с использованием аутентичных материалов в предметной сфере «туризм». Указывается, что программы обучения студентов иностранным языкам в вузе формулируют цели обучения, направленные на овладение всеми видами речевой деятельности на основе профессиональной лексики, а также навыками делового общения. Подчеркивается, что студент сможет поддержать свой уровень профессионализма благодаря умениям работы с иноязычными источниками информации и возможности принимать участие в профессионально значимых мероприятиях международного уровня. Утверждается, что наличие стратегий овладения иноязычным туристическим дискурсом в речевом опыте студентов обеспечивает процессы создания речевых произведений, соответствующих требованиям лексико-грамматической связности, содержательной логики, организации высказывания с опорой на профессионально значимые тексты. В основу методологии исследования положены базовые принципы обучения языку для специальных целей: аутентичность, научное основание, языковые средства, социальный запрос и методика процесса обучения. Предлагается набор упражнений, необходимых для формирования речевых умений при обучении студентов иностранному языку для специальных целей. Область применения результатов: разработанные упражнения могут быть применены в процессе иноязычной подготовки студентов российских вузов в предметной сфере «туризм».
Ключевые слова: французский язык для специальных целей, профессиональный тезаурус студента, предметная сфера «туризм», тексты флаеров.
Скачать 465,2 kB
УДК 800:37:791.43 ББК Ш12/17-91
DOI 10.51955/23121327_2022_2_152
Аннотация. Владение языком представляет собой практический навык, повышающий социоадаптивную способность человека. Обучение иностранному языку также должно происходить, исходя из практической природы знания языка. Язык должен изучаться в контексте его употребления, с учетом того дискурса, в рамках которого высказывания приобретают определенный смысл. Использование киноресурсов в педагогических целях позволяет студентам изучать иностранный язык в его максимально естественной культурной среде, поскольку фильм показывает необходимый контекст использования изучаемого языка и демонстрирует фрагменты действительности жизни его носителей. В качестве альтернативы традиционным обучающим материалам, в качестве которых чаще всего выступают тексты, авторы предлагают методику работы с кинопроизведениями, которую можно применять для разработки собственных материалов к фильмам и видеоресурсам в целом. Данная методика может быть использована в целях экономии времени преподавателя, разрабатывающего задания к фильмам с учетом дискурсивного подхода к языку.
Ключевые слова: кино, кинематограф, киноресурсы, изучение иностранного языка, обучение иностранному языку, дискурс, контекст ситуации, адаптивная способность.
Скачать 497,0 kB
Билингвизм и билингвальное образование
УДК 371.3
DOI 10.51955/23121327_2022_2_167
Аннотация. В статье рассматривается речевая деятельность искусственных билингвов, изучавших иностранный язык в различных условиях (в монолингвальных и полилингвальных группах). На основе эмпирических наблюдений за обучающимися была выдвинута гипотеза, согласно которой овладение иностранным языком в условиях группы, где часть студентов на момент изучения нового языка уже являлась билингвами, приводит к увеличению готовности говорящего перейти на иностранный язык в различных коммуникативных ситуациях, а также к расширению диапазона функций применения данного языка по сравнению с теми, кто изучал язык в монолингвальной группе. Результаты опроса показали, что готовность к переключению кода коррелирует со средой обучения иностранному языку незначительно. Тем не менее, получила подтверждение часть гипотезы о том, что изучавшие иностранный язык в полилингвальной среде чаще применяют иностранный язык как орудие социального взаимодействия и средство выразить отношение. Билингвы, изучавшие новый язык в монолингвальной среде, в большей мере склонны использовать его только с целью обмена информацией и выражения мысли.
Ключевые слова: монолингв, билингв, полилингв, монолингвальная среда (группа), полилингвальная среда (группа), переключение языкового кода.
Скачать 369,5 kB
Государство и право
УДК 343
DOI 10.51955/23121327_2022_2_183
Аннотация. Автор настоящей статьи обращается к не совсем обычной теме. В данной работе была предпринята попытка соотнести такие социальные институты, как дошкольное образование и уголовное право. Автор анализирует данные понятия и в процессе своего исследования заключает, что данные институты имеют определенные точки соприкосновения. Для того чтобы выявить общий уровень знаний педагогов дошкольного образования об основах уголовного права, автор статьи провел анкетирование среди воспитателей и пришел к выводу о том, что в большинстве случаев воспитатели не имеют даже общего представления о том, что такое уголовное право, насколько важно знать о видах уголовных наказаний и чем именно знания об уголовном праве могут помочь воспитателю в его работе. По нашему мнению, знание основ уголовного права необходимо воспитателю и, несомненно, поможет ему в осуществлении его профессиональных функций. Зная о тех негативных последствиях, которые могут наступить в случае совершения педагогом какого-либо преступления, в том числе в отношении своего воспитанника, воспитатель будет более внимательно и ответственно относиться к своим трудовым обязанностям.
Ключевые слова: система образования, уголовное право, дошкольное образование, междисциплинарная связь, уголовная ответственность, педагоги, воспитатели, права воспитанников, права и обязанности детей.
Скачать 325,7 kB
Внимание: опыт
УДК 37.01 ББК 7.74
DOI 10.51955/23121327_2022_2_197
Аннотация. В статье описана концепция создания читательского онлайн-марафона и специфика его проведения в рамках освоения сюжета «арктической робинзонады». В качестве материала привлечен художественный текст XX века – повесть Константина Бадигина «Путь на Грумант». В основу сюжета положено реальное историческое событие XVIII века – плавание поморов-промысловиков в Арктику, где они потерпели кораблекрушение и были вынуждены выживать на необитаемом острове в течение шести лет, с 1743 по 1749 год. Изучение сюжета «арктической робинзонады» способствует формированию эстетики читательского восприятия художественных текстов, входящих в состав северного сверхтекста; культурной самоидентификации, которая определяется читателем через понимание литературного текста как региональной ценности; уважительного отношения к культурному наследию Русского Севера, чувства сопричастности к историческому прошлому малой родины, к героям ушедшей эпохи. Ведущий метод работы при организации онлайн-марафона – метод микрообучения. Метод микрообучения как феномен цифровой трансформации образования ориентирован на современного человека, позволяет решить важные прикладные задачи в онлайн-обучении. Иллюстрируется применение данного метода на практике в онлайн-марафоне на основе дидактического потенциала мобильного приложения ВКонтакте. В статье обсуждаются процесс обучения, форматы заданий и результаты экспериментального марафона.
Ключевые слова: «арктическая робинзонада», читательский марафон, образ Арктики, хронотоп Арктики, Родная литература.
*Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда, конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» (региональный конкурс). Грант № 22-28-20412 «Проектирование мультимедийного корпуса текстов о мезенских робинзонах».
Скачать 357,0 kB
Сравнительная педагогика
УДК 372.853. (575.2)(043.3)
DOI 10.51955/23121327_2022_2_209
Шекербек Жанышбаевич Курманкулов
Тазагул Токтораавлиевна Таштанбекова
Аннотация. В статье проанализированы результаты опроса учителей Кыргызской Республики касающиеся организации самостоятельной работы обучающихся в педагогической практике.. Систематизированы сильные и слабые стороны развития самостоятельности обучающихся в обучении естественно-математическим предметам, выявлены и проанализированы затруднения учителей в организации самостоятельной работы обучающихся, осмысление которых позволит изменить стратегию подготовки педагогических кадров. Актуальность проведенного исследования обусловлена поиском средств вовлечения учителей в обсуждение сложных вопросов современного образования при реализации государственного стандарта нового поколения, принятого в Кыргызской Республике.
Ключевые слова: самостоятельность, самостоятельная работа, самообразование, самосовершенствование, обучающийся, опрос, индивидуализация, дифференциация, компетентностный подход,
Скачать 370,1 kB