№3, 2017

Слово к читателям

главный редактор МИАЖ «Crede Experto», Л. А. Иванова

Уважаемые читатели и авторы публикаций, позвольте мне от имени редколлегии и читателей международного информационно-аналитического журнала «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» открыть третий номер и поздравить Вас с наступлением нового учебного года. Очередное лето пролетело, как всегда, незаметно. Хочется верить, что Вам удалось восстановить силы, отдохнуть, полюбоваться природой, просто посмотреть на небо. Уверена, что Вам хватило времени почитать, поразмышлять и на научные темы, ведь лето – это пора новых идей, творческих задумок и планов. Человек, занимающийся наукой, всегда в поиске, думает о своих нерешенных задачах, его обязательно, после отдыха на даче, в российских санаториях или другой страны потянет за письменный стол (а иногда и вместо этого), когда ничто не отвлекает, нет текущих обязанностей и ненужной суеты.  Надеюсь, Вы уже написали или завершаете статьи для нашего журнала, или хотя бы придумали название, а значит, обозначили для себя проблему. Мы всегда ждем Ваши статьи в наш журнал и рады им! А Вам, без сомнения, не терпится познакомиться с результатами трудов Ваших единомышленников и коллег, неутомимых тружеников.

Читать далее…

Логвинову  Игорю   Ивановичу!

Синицына Л.Н., к.ф.н. доцент ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России

В канун знаменательного юбилея Логвинова Игоря Ивановича важно обратить внимание на особые качества незаурядного человека.

Многие годы связывают его с Иркутским филиалом Московского государственного технического университета гражданской авиации. Профессионал высокого уровня, профессор кафедры летательных аппаратов и двигателей (ЛАиД) в работе со студентами проявляет способность увидеть талант, поддержать, привлечь к исследовательской деятельности. Свидетельство этому – творческие связи со специалистами разных направлений, которым Учитель в студенческие годы привил необходимые качества.

Читать далее…

Транспорт

УДК 621.391:621.396 ББК 39.57-5

Скрыпник О. Н. 

В статье рассмотрены основные типы систем координат, используемых для решения задач воздушной навигации. Приводятся основные требования, предъявляемые к выбору системы координат.

Рассмотрены локальные системы координат — прямоугольная, цилиндрическая и сферическая, указаны их достоинства и недостатки, области применения. Приведены прямые и обратные преобразования координат между локальными системами координат.

Показаны особенности применения глобальных систем координат, связанные с выбором модели фигуры Земли и проблемами ее математического описания. Даны основные сведения об общеземных эллипсоидах и их параметрах. Показана необходимость  перехода к общеземному эллипсоиду и глобальным системам отсчета и этапы такого перехода. Приведены общие сведения о Международной системе отсчета ITRS и Международной земной отсчетной основе ITRF. Указаны отличия в областях применения систем ПЗ-90 и СК-2011 и их аналогов WGS-84 и NAD-83.

Рассмотрены особенности глобальных геодезической и геосферической (ортодромической) систем координат, их достоинства и недостатки. Приведены прямые и обратные координатные преобразования для глобальных систем координат,  а также выражения, устанавливающие связь между геоцентрическими и топоцентрическими системами координат. 

Ключевые слова: система координат, геоид, общеземной эллипсоид, координатные преобразования, локальная система координат, геодезическая система координат, аэронавигация.

Скачать (338,5 kB)

УДК 004.588 ББК 74.5

Чокой В. З.

Управление процессами обслуживания авиационной техники предполагает выполнение разнообразных комплексов работ логистического, организационно-технического и технологического характера. Общими для перечисленных составляющих являются вопросы наблюдений за объектами и процессами с целью сбора количественной информации, её обработки и первичного (разведочного) анализа перед использованием для принятия решений. В этой связи рассмотрены актуальные вопросы математического и инструментального обеспечения обработки и разведочного анализа числовых массивов в условиях эксплуатирующих организаций и при обучении в образовательных учреждениях гражданской авиации.

Ключевые слова: выборка, бинарный ряд, обработка данных, фильтрация, разведочный анализ, стационарность значений выборки, анализ на выброс, статистические критерии.

Скачать (435,1 kB)

УДК 629.42:629.4.054, 625.28 ББК 39.235

Аблялимов О. С.

Представлены результаты исследований по анализу и обоснованию эффективности использования магистральных (поездных) трёхсекционных тепловозов UzTE16М3 на холмисто-горном участке Мароканд – Навои Узбекских железных дорог при движении грузовых поездов с остановками и без остановок на промежуточных станциях, разъездах и раздельных пунктах. Полученные значения параметров основных показателей перевозочной работы исследуемых тепловозов UzТЕ16М3 будут весьма полезны машинистам-инструкторам и специалистам цеха эксплуатации локомотивного депо Самарканд, Бухара при оценке тяговых качеств (свойств) перегонов профиля пути и эффективности эксплуатационной деятельности упомянутого, реального, участка железной дороги АО «Ўзбекистон темир йўллари».

Ключевые слова: исследование, результат, грузовой поезд, движение, тепловоз, железнодорожный путь, участок, эксплуатация, условие, направление, скорость, подвижной состав, анализ, холмисто-горный, оценка, станция, представить, пункт, средний, перегон, профиль.

Скачать (169,7 kB)

Системы авиационной радиосвязи, радиолокации, радионавигации и методы их эксплуатации

УДК 621.372 ББК 39.56

Поляков Д. О.

В статье рассматривается вариант синтеза оптимальных фильтров случайных пространственных сигналов на основе многослойных оптических структур, работающих в режиме угловой фильтрации.

Ключевые слова: угловая фильтрация; синтез; оптическая структура.

Скачать ([ddownload_filiesize id=»7570″])

Культурология

УДК 81.00 ББК Ш141.01.2973

Даниленко В. П.

Статья посвящена анализу поэзии А. А. Блока с точки зрения представленности в ней тезиса («безумной любви»), антитезиса («отвращения от жизни») и синтезиса. Последний был всеобщим в дореволюционной поэзии А. А. Блока и революционно-христианским и евразийским – в послереволюционной.

Ключевые слова: Александр Александрович Блок, тезис, антитезис, синтезис, любовь, отвращение, поэзия, «Двенадцать», «Скифы».

Скачать (156,7 kB)

Дискурс и текст: векторы исследования

УДК 821.112.2 ББК 83.3(2Рос=Нем.)

Меркурьева В. Б., Шадрина А. Л.

В статье исследуются языковые особенности экранизации как кинотекста и вторичного текста. На основании анализа немецкоязычных экранизаций сказок братьев Гримм выявлены лексические средства, позволяющие менять жанр и стиль сказки при экранизации, грамотно преобразовывать текст литературного источника сказки в кинотекст. Также определены языковые особенности первоисточника, сохраняющиеся во вторичном тексте.

Ключевые слова: креолизованный текст, кинотекст, вторичный текст, экранизация (киноадаптация), фильм-сказка, сказки братьев Гримм.

Скачать (196,9 kB )

Лингвистика

УДК 81’1 ББК 81.2-5

Слуднева Л. В.

Иркутск, Россия

В статье рассматриваются некоторые механизмы вербального и невербального поведения говорящего, направленные на исключение из коммуникации т.н. «незапланированных» её участников. Основное внимание уделяется эпистемическому, обусловленному общим опытом отправителя сообщения и адресного получателя, аспекту понимания скрытых смыслов.

Ключевые слова: скрытые смыслы; коммуникативная триада; адресный получатель; незапланированный участник коммуникации.

Скачать (239,1 kB)

УДК 81.2 ББК 81.2(Кор.)

Антонова А. Б., Ким Чжиён

В лексическом составе фразеологизмов с анималистическим компонентом как русского, так и корейского языков содержится указание на национальное своеобразие. Большинство фразеологических единиц, описывающих внешний облик и характер человека в русской и корейской лингвокультурах, представляют собой компаративы, которые структурно состоят из прилагательного, союза как и существительного – зоонима. Компаративные фразеологизмы русского и корейского языков могут иметь как соответствия, так и различия в анималистическом компоненте.

Ключевые слова: фразеологизм, лингвокультура, зооним, компаратив, символизировать, русский язык, корейский язык.

Скачать (138,0 kB)

Теолингвистика

УДК 81-119 ББК 81.2-3

Степаненко В. А.Кузнецова Е. В.

Статья посвящена исследованию семантического поля «Weihnachten» и описанию основного репрезентанта одноимённого религиозного концепта – Jesus [Christus], в имени которого на протяжении веков отразилось противостояние двух ветвей христианства – католицизма и протестантизма.

Ключевые слова: Jesus [Christus], Weihnachten, Jesuskind, Christuskind, Christkind.

Скачать (674,2 kB)

Дебют в науке

УДК 351.852.11 ББК 63.3(4Фра)

Попугаева А. Ю.

Статья посвящена истории создания Национальной библиотеки Франции. Анализируются основные этапы деятельности библиотеки как лидера библиотечного дела.

Ключевые слова: библиотека; библиотекарь; книга; Национальная библиотека Франции.

Скачать (159,9 kB)

Лингвистические обзоры, рецензии, информация о конференциях

УДК 811.51 ББК 81.2-03

Новгородов И. Н.

В статье даются сведения о симпозиуме, в котором очно/заочно обсуждались вопросы соотношения тюркских языков с точки зрения устойчивого словарного фонда; ранней этнической истории тюркских народов на основе данных языкознания, истории и генетики; дальнейших исследований уникальной алтайской общности, возникшей на базе конвергенции, контактов и заимствований учеными из Китая, Западной Европы и России.

Ключевые слова: международный, симпозиум, генетика, история, лингвистика, устойчивый словарный фонд, алтайский, тюркский, язык, междисциплинарный, комплексный, исследование, СВФУ.

Скачать (187,9 kB)

Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании

УДК 004:[316.3:008] ББК 74.58:73

Сосновская З. М.

В данной статье нами представлены результаты анализа трудов известного белорусского медиапедагога О. Ф. Нечай о телевизионных медиатекстах, их видах, функциях, принципах классификации. Основные виды медиатекстов делятся в зависимости от изображаемого объекта: игровое сообщение, документальное кино и мультипликационное кино. О. Ф. Нечай представила систематическую классификацию видов и жанров телевизионного искусства в зависимости от: целей коммуникатора; тематической принадлежности телевизионного сообщения; целевой аудитории; принципов образного решения, от используемой художественной условности. Ключевые слова: медиаобразование, Беларусь, культурологическая, эстетическая, социокультурная теории, теория РКМ, школьники, студенты.

Ключевые слова: Беларусь, О. Ф. Нечай, телевидение, классификация, виды, жанры, функции, задачи, аудитория.

Скачать (144,5 kB)

УДК 004:[316.3:008] ББК 74.58:73

Челышева И. В.

В статье представлен сравнительный анализ теоретических и практических компонентов развития информационной грамотности и медиакомпетентности в Грузии и в Молдове. Рассматриваются вопросы внедрения медиаобразования в учебно-воспитательный процесс работы школ и вузов. Автором исследуются возможности и перспективы использования потенциала медиацентров в воспитании, образовании и развитии подрастающего поколения в грузинском образовании.

Ключевые слова: медиаобразование, информационная грамотность, дистанционное обучение, медиацентры, медиакомпетентность.

Скачать (230,0 kB)

УДК 004:[316.3:008] ББК 74.58:73

Мурюкина Е. В., Челышева И. В.

В статье мы представили результаты определения медийных предпочтений подростков. Самые популярные в подростковой среде масс-медиа: Интернет, телевидение, мобильный телефон, кинематограф, пресса, фото/видео. Приоритетные темы для подростков в медиа: молодежная, любовная и историческая. Основные мотивы контакта с медиа: желание получать новую информацию, прослушивание любимой музыки и поиск информации и материалов для учёбы.

Ключевые слова: подростки, медийные предпочтения, анкетирование, сочинения, анализ, масс-медиа.

Скачать (183,4 kB)

УДК 37 ББК 74.200.544.3

Воробьёва И. Е.

Современные школьники с раннего детства находятся в тесном взаимодействии с видеопланшетами, телефонами, видеоплеерами, новые воспитатели современного поколения, так называемая «параллельная школа», виртуальная среда общения, посредством медиа. Интернет для большинства юных пользователей ‒ главный источник информации не только при подготовке различных заданий, но и средство для свободного времяпрепровождения. По этой причине образные и виртуальные представления школьников о современной действительности преобладают над интеллектуальными.

В данной статье работа с фокус-группой, а именно, учащимися музыкально-эстетической студии, позволяет сделать более точными представления о медиакомпетентности учащихся, их вкусах, увлечения, основных мотивах и частоте использования медиа, также музыкальной компетенции, посредством мониторинга, устной беседы, диспутов, творческих заданий.

Ключевые слова: учащиеся, медиакомпетентность, фокус-группа, медиакультура.

Скачать (249,0 kB)

УДК 372.881.111.1 ББК 74.58:73

Хлызова Н. Ю.

В статье представлен исторический процесс становления медиаобразования в американском обществе, описаны три основных этапа. Проанализированы предпосылки и условия, способствующие формированию медиаграмотности американских граждан, вклад некоторых медиапедагогов в развитие медиаобразования как отдельной области знаний.

Ключевые слова: медиаобразование; медиаграмотность; США; медиа; СМИ.

Скачать (168,9 kB)

Сравнительная педагогика

УДК 37 ББК 74.04(3)

Барбашева Л. Ю.

В статье обобщается опыт профориентационной работы, периодически осуществляемой высшими учебными заведениями города Иркутска в системе школьного образования Китайской Народной Республики. Рассмотрены приемы организации знакомства старшеклассников с предлагаемым спектром образовательных услуг иркутскими вузами.

Ключевые слова: Китай, школьное образование, студент, профориентационная работа.

Скачать (3,8 MB)

Актуальные вопросы профессиональной педагогики

УДК 378.147 ББК 74.58

Шутова Т. А.

В статье рассмотрены надпрофессиональные компетенции, востребованные как на современном рынке труда, так и в авиационных профессиях будущего. Определены наиболее востребованные компетенции, обоснована роль экономико-управленческой подготовки в их формировании. Показана значимость дополнительного профессионального образования в усилении экономико-управленческой подготовки и повышении конкурентоспособности инженерно-технического состава авиации.

Ключевые слова: надпрофессиональные компетенции; конкурентоспособность специалиста; дополнительное профессиональное образование; экономико-управленческая подготовка.

Скачать (103,1 kB)

УДК 004:[316.3:008] ББК 74.58:73

Князев А. А., Мурюкина Е. В.

В статье рассмотрены основные формы спортивной культуры личности, использование масс-медиа в мотивации студентов к занятиям спортом. Спортивная культура личности находит выражение в следующих формах: спортивно-прагматическая культура (прагматические цели); антигуманная спортивная культура (негуманные ценности; приемлемость любых способов для одержания победы); спортивно-гуманистическая культура (позитивное ценностное отношение индивида к спорту с позиции идеалов и ценностей гуманизма). Сегодня большой потенциал по развитию спортивной культуры заложен в российских медиатекстах (кино, телевидение, пресса, Интернет-ресурсы).

Ключевые слова: спортивная культура, формы, виды, студенты, медиатексты, потенциал.

Скачать (123,6 kB)

УДК 371.321 ББК 74.00

Савельева Д. В.

Сегодня в современном обществе постепенно складывается более широкое видение педагогической деятельности мастеров производственного обучения (далее ПО) как деятельности профессионалов, способных реально изменять окружающий мир к лучшему. В статье рассматривается подготовка мастеров ПО в системе среднего профессионального образования как процесс становления субъектного опыта будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: мастер производственного обучения, педагогическая позиция, профессиональная деятельность, анализ художественного произведения, саморазвитие.

Скачать (164,7 kB)

Инновационные процессы в современном образовании

УДК 378.1+004 ББК 74.04

Шушарин В. А., Скоробогатова М. В.

В статье приводится решение инновационного развития вуза на основе проектирования и внедрения автоматизированных информационных систем.

Ключевые слова: информационные технологии, автоматизированные информационные системы, информатизация, образовательные процессы, системы поддержки принятия решений; автоматизированная система контроля.

Скачать (267,1 kB)

Современные проблемы воспитания

УДК 37.018.1 ББК 74.902

Висингириев А. А.

В статье раскрывается содержание и характеризуются формы воспитательной работы школьного музея, способствующие нравственному воспитанию учащихся, выделяются этапы формирования нравственной культуры учащихся, анализируется эффективность деятельности в данном направлении.

Ключевые слова: музей; школа; нравственное воспитание; этапы формирования личности.

Скачать (115,4 kB)

УДК 372.878 ББК 28.081

Трубина З. И.

В статье сделана попытка выявить связь между психо-эмоциональным состоянием людей и окружающей средой, поскольку состояние внутреннего мира человека – это одна из причин экологических изменений среды.

Экология – это не только сохранение природы. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Под воздействием звуков человек может воспитать себя и настроить на такую волну, что он захочет вести себя экологично.

О музыкальной культуре как экологической системе и о связи человека как субъекта природы с ней писали американский ученый Джефф Тодд Титон и российский исследователь Евгений Назайкинский.

Во многих российских городах существует не мало способов приобщиться к музыкальной культуре, участвовать в решении общих проблем методами музыкальной экологии – это и детские музыкальные школы, колледжи искусств, ансамбли при филармонии, дворцах, которые способствуют воспитанию экологического сознания жителей города и улучшают их психо-эмоциональное и физическое здоровье благодаря классической музыке.

Ключевые слова: экология звука, экологическое сознание, классическая музыка.

Скачать (145,9 kB )

Гигиена, образование, здоровье

УДК 371 ББК 51.1(2)4 +74.200.54.2

Игольницына Л. М., Новокшонова Е. А.

В статье представлены исследования с применением комплексного унифицированного подхода в оценке как санитарно-гигиенического состояния образовательных учреждений, так и здоровья обучающихся. Сущность методики заключается в получении единой размерности, т. е. единой условной единицы, позволяющей провести интеграцию по всем приведенным показателям.

Ключевые слова: комплексный унифицированный подход, единая условная единица, санитарно-гигиеническое состояние образовательных учреждений, здоровье обучающихся.

Скачать (164,8 kB)

Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности в современном образовании

УДК 159.95+372.3/4 ББК 74.3я73+88.я73

Мурашова И. Ю., Мурашова А. А.

В статье анализируются результаты исследования нервно-психического развития у испытуемых третьего года жизни с поражением центральной нервной системы, воспитывающихся в доме ребёнка; представляются направления психолого-педагогической работы, способствующие коррекции отставаний нервно-психического развития этих детей; данные будут полезны психологам, а также дефектологам, воспитателям и другим специалистам, работающим с этим контингентом. 

Ключевые слова: дети раннего возраста, нервно-психическое развитие, депривация, сенсорное развитие, развитие психических процессов, моторное развитие, речевое развитие, развитие предметно-игровых действий.

Скачать (200,1 kB)

Детский сад: теория и практика

УДК 373.24(571.54) ББК 74.1 (2 Рос=Бур)

Малахова Г. И.

В статье рассмотрены проблемы совершенствования профессиональных компетентностей педагогов, как необходимого условия формирования личности обучающегося и реализации требований профессионального стандарта «Педагог», Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Ключевые слова: модернизация образования, профессиональная компетентность, качество образования, взаимодействие.

Скачать (156,3 kB)

Золотые страницы истории

УДК 929 ББК 74.03

Шарунов А. И.

Автор статьи делится своими воспоминаниями об учителе французского языка, ученом, коллеге, ярчайшем человеке нашего времени Валентине Александровне Шерстеникиной. Обращается к эпизодам её личной жизни, научному пути и наследию.

Автор многочисленных научных статей и книг по теории и методике преподавания иностранных языков, активный пропагандист французского языка, умелый организатор и научный руководитель, она сплотила вокруг себя творческих, целеустремленных единомышленников и способствовала развитию российской науки о преподавании иностранных языков.

Ключевые слова: учитель, учёный, педагог, наставник.

Скачать  (185,6 kB )