№2, 2017

Материалы конференций

В разделе представлены материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 50-летию Иркутского филиала МГТУ ГА «Актуальные проблемы и перспективы развития гражданской авиации»,  17-19 мая 2017 г.

Слово к читателям

Директор Иркутского филиала МГТУ ГА

доктор технических наук, профессор,

Почётный работник ВПО РФ                              Горбачев Олег Анатольевич

УВАЖАЕМЫЕ

коллеги, выпускники, студенты,

социальные партнёры и друзья

Иркутского филиала Московского государственного технического

университета гражданской авиации!

От всей души поздравляю Вас с замечательным праздником – 50-летним юбилеем со дня основания нашего учебного заведения!

Читать далее…

Барбашева Л. Ю.

Иркутск, Россия

Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации, как учебно-консультационный пункт, начал свою образовательную деятельность в г. Иркутске, столице Приангарья.

Это был первый филиал Киевского института гражданского воздушного флота.

Читать далее...

Летательные аппараты, авиационные двигатели и методы их эксплуатации

УДК 66.074.5(75.8) ББК 35.11.73

Митин А. К., Николайкина Н. Е.

Представлены результаты исследования оригинальной конструкции полимерной насадки для очистки выбросов от летучих органических соединений. Устройство рекомендуется для улавливания паров растворителей лакокрасочных покрытий при техническом обслуживании и ремонте. Эффективность очистки до 99%. Описаны результаты исследований гидродинамики, даны рекомендации по выбору рабочего режима биофильтров и по использованию в гражданской авиации.

Ключевые слова: биофильтры; летучие органические соединения; очистка выбросов, защита окружающей среды; обслуживание авиатехники.

Скачать (256,5 kB)

УДК 656.7; 629.7 ББК 39.5

Худяков Ю. Г., Николайкин Н. И.

Рассматриваются вопросы поддержки принятия решений на примере организации технического обслуживания техники (на примере авиапредприятий). Целью данных решений является снижение негативного воздействия факторов производственной среды. Предложен алгоритм и методика действий системы управления на предприятиях для снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Достигается повышение уровня безопасности в отрасли.

Ключевые слова: воздушный транспорт; техническое обслуживание; авиатехника; производственная среда; опасность; травматизм; профессиональное заболевание.

Скачать (261,6 kB)

УДК 535.8 ББК 22.34

Павлов П. В., Вольф И. Э., Малов А. Н.

Рассматриваются пути по реализации устройств неразрушающего контроля авиационных деталей, принцип действия которых основан на использовании метода спекл-структур оптического излучения. Представлены результаты натурных испытаний по практическому применению оптико-электронного комплекса неразрушающего контроля для оценки технического состояния остекления кабины самолета.

Ключевые слова: неразрушающий контроль, оптико-электронные системы, корреляция, спекл, лазер.

Скачать (310,8 kB)

УДК 004.588 ББК 74.5

Чокой В. З.

В статье представлен обзор математических и алгоритмических подходов к решению практических задач с использованием аппарата математического программирования. Рассмотрены вопросы функциональности, показаний к применению и особенности применения пакета авторских инструментов для решения оптимизационных задач, связанных с функционированием авиатранспортных систем. Также рассмотрены основные интерфейсные решения по данным инструментам.

Пакет рекомендуется для использования в инженерно-технических вузах, а также в организациях гражданской авиации, для которых актуальны вопросы оптимизации организационно-технических систем и процессов в них.

Ключевые слова: авиатранспортная система, математическое программирование, целевая функция, функционал, система ограничений, оптимизация плана, симплекс-метод, автоматическая классификация

Скачать (320,2 kB)

УДК 331.45 ББК 74.204.9

Барсуков А. Г.

В статье рассматривается значение единого понимания проблемы − определение человеческого фактора и подготовка авиационного персонала в этой области. Предложено определение человеческого фактора и современный подход к изучению его аспектов с применением модели SHEL и причинно-следственной диаграммы Исикавы.

Ключевые слова: безопасность полётов; авиационный персонал; авиационная система; воздушное судно; авиационное происшествие; личностный фактор; человеческий фактор; модель SHEL; диаграмма Исикавы.

Скачать (172,6 kB)

УДК 525.7 ББК 39.15

Даниленко Н. В.Киренчев А. Г.

В статье исследуется проблема вихреобразования локальных стоковых течениях, генерируемых техногенным стоком – работой ГТД на земле. Дан анализ классификации вихрей и установлены пути проведения экспериментальных исследований. Предложены условия экспериментального исследования вихрей кориолисовой силы, парных вихрей интерференции корпуса воздухозаборника (ВЗ) с подстилающей поверхностью и кольцевого вихря интерференции стокового потока с поверхностью аэродрома (земли). Изложены особенности конструктивной компоновки экспериментальной установке для исследования указанной гаммы вихрей.

Ключевые слова: локальное стоковое течение, вихри воздухозаборника, классификация стоковых вихрей, рабочий процесс вихреобразования, конвертация вихрей.

Скачать (497,8 kB)

УДК 629.7.036.3 ББК 22.21

Даниленко Н. В. 

Рассматриваются особенности интерференции ротора гироскопа (ГТД и др.) в поле суточного вращения Земли с учётом азимутальной ориентации оси его вращения в плоскости горизонта. Приводятся азимутальная характеристика выбега ротора гироскопа и её следствия. Указывается на необходимость коррекции контролируемого времени выбега ротора при выключении ГТД на земле.

Ключевые слова: ротор гироскопа, выбег ротора, теория юлы, поле суточного вращения Земли, азимутальные характеристики ротора, перенос воздушных масс.

Скачать (430,6 kB)

Авионика, авиационные электросистемы, пилотажно-навигационные комплексы и методы их эксплуатации

УДК 629.7 ББК 39.56

Шоманков Д. А. 

Представленная в статье математическая модель основана на комплексировании разнородной полетной информации, регистрируемой средствами объективного контроля, и может быть использована в системах оптимального оценивания высотно-скоростных параметров полёта или контроля технического состояния аэрометрических измерительных устройств.

Ключевые слова: комплексирование, корреляционная функция, формирующий фильтр, ошибки, оптимальное оценивание, контроль, техническое состояние.

Скачать (392,3 kB)

УДК 629.7 ББК 39.56

Шейников А. А., Белегов А. Н., Рожок А. В.

Разработана диагностическая зависимость, применение которой в алгоритмах обработки измерительной информации систем тестовой диагностики обмоток авиационных электрических машин исключает необходимость накапливать статистическую информацию о технологических параметрах исправных и дефектных обмоток, что способствует повышению достоверности и упрощению методики диагностирования.

Ключевые слова: обмотки авиационных электрических машин, тестовая диагностика, метод бегущей волны.

Скачать (391,4 kB)

УДК 531.383 ББК 32.816я431(2Рос)  

Попов В. М.

В статье приведён алгоритм управления сервоприводами гиростабилизированной платформы беспилотного летательного аппарата (БПЛА) для аэрофотосъёмки и видеонаблюдения на основе информации трехосевого акселерометра и гироскопа, расположенных на корпусе БПЛА. Рассмотрена реализация алгоритма с использованием программируемой аппаратной платформы Arduino версии UNO и сервоприводов SG90.

Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, гиростабилизированная платформа, микромеханический акселерометр, микромеханический гироскоп.

Скачать (471,8 kB)

Системы авиационной радиосвязи, радиолокации, радионавигации и методы их эксплуатации

УДК 004:[316.3:008] ББК 74.58:73

Горбачев О. А., Затолокин Д. А., Иванов В. Б., Холмогоров А. А.

Задача повышения точности позиционирования глобальных спутниковых навигационных систем является одной из важнейших задач навигации. Одним из самых недорогих способов решения этой задачи является предложенный ранее авторами дифференциально-временной режим работы СРНС. Данная статья посвящена модернизации дифференциально-временного режима для спутниковых радионавигационных систем (СРНС) при их функционировании в одночастотном режиме.

Ключевые слова: навигационная задача; одночастотный приёмник; фазовый центр антенны; дифференциальный режим; контрольно-корректирующая станция; псевдодальность.

Скачать (179,4 kB)

УДК 621.396.98 ББК 39.57-5

Кирюшкин В. В., Супрунов А. В.

В настоящей работе проведено исследование динамики ошибки алгоритма вторичной обработки навигационных сигналов глобальной навигационной спутниковой системы на основе расширенного фильтра Калмана. Показано, что на этапах интенсивного маневрирования погрешность определения местоположения высокодинамичного потребителя увеличивается до 1,5 раз. Предположительно причиной этому является несоответствие модели динамики объекта, заложенной в оптимальном линейном фильтре, реальной динамике движения потребителя.

Ключевые слова: глобальная навигационная спутниковая система, высокодинамичный потребитель, расширенный фильтр Калмана, погрешность измерения координат.

Скачать (291,8 kB)

УДК 621.391:621.396 ББК 39.57-5

Лежанкин Б. В.

В статье дан анализ этапов становления и развития научной школы авиационной радионавигации в Иркутском филиале МГТУ ГА. Дана характеристика основных направлений научных исследований. Проведён обзор содержания основных научных публикаций коллектива. Показана преемственность поколений исследователей, развитие методологии и научно-экспериментальной базы для проведения исследований.

Ключевые слова: научная школа, радионавигация, межсамолётная навигация, спутниковая навигация.

Скачать (192,8 kB)

УДК 621.396.96 ББК 32.842

Хмарский П. А., Сущинский А. А.

Представлена методика разработки математической модели входного воздействия для устройства сопровождения источника радиоизлучения по данным подвижного радиопеленгатора.

Ключевые слова: подвижный радиопеленгатор, сопровождение только по угловым координатам, модель входного воздействия, модель задающего воздействия, случайный дискретный маневр, фильтр Калмана.

Скачать (482,4 kB)

УДК 621.396.74 ББК О571.5

Межетов М. А., Туринцев С. В.

Системы автоматизированного обмена данными (АОД) по линии «самолёт‒самолёт», «самолёт‒земля» получают все более широкое распространение. Автоматизированный обмен данными в таких системах ведётся в ОВЧ диапазоне с использованием режимов VDL-2 или VDL-4. Структура построения приёмников систем АОД предполагает наличие в их составе схемы тактовой синхронизации (ТС), которая может строиться с использованием различных принципов. Выделение сигнала ТС в таких системах осуществляется цифровыми способами. Одним из факторов, от которого зависит качество принимаемой информации в системах VDL-2, является выбор способа восстановления сигнала ТС.

В статье рассмотрен способ выделения сигнала тактовой синхронизации с использованием метода восстановления фронтов, который реализован на базе разработанного авторами программно-аппаратного приёмника. Изучение принципов восстановления ТС в режиме VDL-2 позволит в дальнейшем проводить сравнительный анализ различных способов выделения и формирования сигнала ТС и применять данный программно-аппаратный приёмник для дальнейших исследований.

Ключевые слова: VDL-2, системы тактовой синхронизации, детектор Гарднера, скремблер, квадратурные составляющие, программно-аппаратный приёмник.

Скачать (247,0 kB)

Системы наблюдения и организации воздушного движения

УДК 629.7;629.95; 656.085.22 ББК 39.5

Николайкин Н. И., Цетлин В. В., Савчуков С. А., Пожелуева З. В., Старков Е. Ю.

Анализируется информация о влиянии возмущений показателей гелио-геофизических факторов окружающей среды на физико-химические свойства воды: удельная проводимость, окислительно-восстановительный потенциал, водородный показатель, − достоверно регистрируемых в водных электрохимических ячейках методами оксредметрии. Приводятся примеры авиационных происшествий и объясняются их причины по материалам официальных расследований. Сделан вывод о наличии возможного влияния гелио-геофизических факторов на поведение человека, на возможные отклонения в его поведении, обобщенно называемые «человеческим фактором» – одной из причине различных аварий в авиации.

Ключевые слова: безопасность полетов; авиационное происшествие; человеческий фактор; космофизические и геофизические факторы; опасность.

Скачать (277,2 kB)

УДК 621.396.98 ББК 32.95

Кирюшкин В. В., Дьяконов Е. А.

В настоящей работе проведено исследование точности определения координат воздушной цели в многопозиционной системе наблюдения, использующей для подсвета воздушных целей сигналы навигационных спутников глобальной навигационной спутниковой системы и сигналы псевдоспутников. Показано, что использование сигналов псевдоспутников позволяет в 8−10 раз уменьшить пиковую и в 2−3 раза среднюю погрешность измерения координат воздушной цели в спутниковой многопозиционной системе наблюдения.

Ключевые слова: глобальная навигационная спутниковая система, многопозиционная система наблюдения, погрешность измерения координат, зона действия.

Скачать (324,9 kB)

Использование инновационных образовательных технологий в техническом вузе

УДК 81 ББК 81.1

Портнова Т. Ю. 

В статье утверждается, что на уровне синтаксиса, равно как и на других уровнях языковой системы, установление логических связей между сущностями окружающего мира фиксируется языковыми средствами. Обсуждается семантико-синтаксическая фигура градации, в соответствии с которой расположение синтаксически эквивалентных элементов идёт в направлении постепенного наращения или уменьшения их семантической значимости. Проведён анализ фактического материала, взятого из художественных произведений немецкоязычных авторов, подтверждающий наличие у порядка слов логико-семантического аспекта.

Ключевые слова: градация, меризм, порядок слов, антропологическая лингвистика, логика синтаксиса.

Скачать (346,1 kB)

УДК 656.09 ББК 81.1

Кузнецова Н. Б. 

В статье рассматривается одна из значимых проблем в авиации ‒ языковая. Существует множество инструкций и документации по техническому обслуживанию воздушных судов иностранного производства, что требует от специалиста уверенного владения авиационным английским языком. Ни для кого не секрет, что авиационно-технический английский язык сильно отличается от стандартного английского. Автор статьи рассматривает вопрос о том, как же создать те условия и какой методикой нужно владеть, чтобы отвечать всем предъявленным требованиям и построить гармонично курс изучения авиационного английского языка, чтобы гарантировать должный уровень языковой компетенции персонала, вовлечённого в техническое обслуживание воздушных судов иностранного производства.

Ключевые слова: авиационный технический язык, человеческий фактор, коммуникация, техническое обслуживание воздушного судна, шкала ИКАО, должный уровень языковой компетенции, воздушные суда зарубежного производителя.

Скачать (325,4 kB)

УДК 94(470) ББК 63.3

Астраханцев О. Н.

В статье приводится историографический обзор литературы по теме «Подготовка военных авиационных кадров», опубликованной в период с 1910 по 1991 гг. Автор дает краткий анализ вышедшим в указанный период работам, рассматривает, как проходил процесс изучения данной темы, и как он менялся в связи с происходящими в стране событиями и развитием авиации.

Ключевые слова: Военно-воздушные силы, авиация, воздухоплавание, авиационные кадры, воздушный флот, авиационная техника, армия, история.

Скачать (293,2 kB)

УДК 37.017.4 ББК 74.58

Барбашева Л. Ю.

В статье рассматривается смысловая трансформация понятия Родина. Анализируются условия формирования нравственных ценностей. Автор апеллирует к опыту организации патриотического воспитания в Иркутском филиале ФГБОУ ВО «Московского государственного технического университета гражданской авиации». Рассмотрены разнообразные по форме и содержанию учебно-воспитательные мероприятия, на основе которых формируются и развиваются патриотические чувства студентов.

Ключевые слова: Родина, патриотическое воспитание, патриотизм, нравственные ценности, студент, гражданская позиция, методы воспитания, формы воспитания

Скачать (410,0 kB)

Материалы конференций

В разделе представлены материалы IX Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Актуальные проблемы и перспективы развития авиационной техники и методов её эксплуатации – 2016», которая прошла в Иркутском филиале МГТУ ГА 6-8 декабря 2016

УДК 692.7.05.001 ББК О571.552

Диль В. Ф., Козлов А. А.

В данной статье описаны основные способы управления воздушным судном и представлена методика и алгоритм выполнения исследований динамики управляемого продольного движения на этапе посадки воздушного судна (ВС) в программной среде MathCad. Исследование осуществляется при различных законах управления (ЗУ) системы автоматического управления при заходе на посадку путем численного моделирования динамики управляемого продольного движения ВС.

Ключевые слова: система посадки, система автоматического управления, система директорного управления, MathCad, математическая модель, воздушное судно, этап посадки, моделирование.

Скачать (200,0 kB)

УДК 621.396.74 ББК О571.5

Межетов М. А., Туринцев С. В., Серебренников Е. А., Никитич П. В.

Рассмотрена проблема повышения точности спутникового позиционирования подвижных объектов на территории аэропорта путём приёма данных от локальной контрольно-корректирующей станции. Для решения задачи предложено использование сигнала режима VDL-2 с 8-позиционной фазовой манипуляцией с дифференциальным кодированием. На основе полунатурного моделирования синтезированы схемы формирования и приема сигнала режима VDL-2.

Ключевые слова: функциональное дополнение GNSS, VDL-2, фазовая манипуляция с дифференциальным кодированием (D8PSK), приподнято-косинусоидальный фильтр, трибит, квадратурные составляющие.

Скачать (502,7 kB)

УДК 621.45.02+536.8+519.6 ББК 39.62

Сабирзянов А. Н., Кириллова А. Н.

Современными методами вычислительной гидродинамики проведена оценка влияния протяженности цилиндрического участка в минимальном сечении реактивного сопла на коэффициент расхода в зависимости от его геометрических характеристик. Представлены зависимости влияния протяженности на коэффициент расхода для звуковых и сверхзвуковых сопел при различных углах конусности входа. Выявлены характерные особенности влияния наличия скругления при переходе к цилиндрическому участку.

Ключевые слова: реактивное сопло, коэффициент расхода, газовая динамика, моделирование.

Скачать (453,6 kB)

Сохранить