№1, 2017

Слово к читателям

Иванова Л. А. 

Меркурьева В. Б.

Добрый день, уважаемые читатели! По старой и доброй традиции мы с вами встречаемся в марте, на сей раз уже 2017 года. Мы очень рады, что вы остались нашими активными авторами и читателями.

Вышел первый в этом году номер Международного информационно-аналитического журнала «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» Иркутского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный технический университет гражданской авиации» (Иркутский филиала МГТУ ГА).

Читать далее (282,6 kB)

Транспорт

УДК 621.391:621.396 ББК 39.57-5

Скрыпник О. Н.

В работе методами полунатурного и математического моделирования проведены исследования характеристик навигационно-временного поля, создаваемого спутниковыми системами навигации ГЛОНАСС, GPS и совмещённой системой. Полунатурные эксперименты проведены с использованием программно-аппаратного комплекса в составе имитатора СН-3803М и авиационного приёмника СН-4312. Показаны проблемы использования совмещённых приёмников. На основе разработанной в среде LabVieW программы предложена методика построения полей точности ГЛОНАСС в горизонтальной и вертикальной плоскостях по значениям геометрических факторов.

Ключевые слова: спутниковая система навигации, GPS, ГЛОНАСС, геометрический фактор, навигационно-временное поле, моделирование, точность.

Скачать (417,5 kB)

УДК 004.588 ББК 74.5

Чокой В. З.

Рассмотрены математические подходы к первичному анализу статистических данных по наблюдаемым процессам и подбора для них адекватных теоретических распределений, а также оценке параметров подобранных распределений. Представлен обзор авторских компьютерных средств (инструментов) решения перечисленных задач описательной статистики. Рассмотрены основные интерфейсные решения по инструментам и показания по их применению в образовательной, инженерной и исследовательской практиках.

Ключевые слова: наблюдаемый процесс, описательная статистика, статистические показатели, эмпирическое распределение, закон теоретического распределения, критерии проверки гипотез.

Скачать (432,3 kB)

Культурология

УДК 81.00 ББК Ш141.01.2973

Даниленко В. П.

Статья посвящена гносеологическому анализу лучшей автобиографической повести Г. Гессе. Одним из её центральных «героев» выступает биполярный образ мышления. Он был весьма характерен для её автора.

Ключевые слова: Г. Гессе, «Курортник», биполярный образ мышления, борьба противоположностей, тезис, антитезис, синтезис.

Скачать (262,7 kB)

УДК 10/14 ББК 87

Синицына Л. Н.

В данной работе автор анализирует различные подходы в исследовании существующей взаимосвязи имени с характером, здоровьем, судьбой, другими аспектами человеческого бытия, что в совокупности может быть представлено определённым символом индивидуальности.

Ключевые слова:  имя, символ, характер, судьба.

Скачать (144,9 kB)

Билингвизм и билингвальное образование

УДК 811.112.2 ББК 83.3(2Рос=Рус)6+81.2Нем

Меркурьева В. Б., Каскевич Н. Л.

Статья раскрывает содержание понятия «макароническая песня», которое традиционно связывается со сферой комического. Ставится задача рассмотреть характерные особенности смешанных колонистских песен российских немцев на основании анализа песен «Alle Jahr na kaschdyi God» и «Спи, младенец мой прекрасный».

Ключевые слова: макароническая песня, российские немцы, колонистские песни, билингвизм, фольклор, интерференция.

Скачать (253,5 kB)

Монголоведение

Дондог Улзытуевай шүлэгүүд соохи зэргэсүүлгэнүүдэй найруулга тухай

УДК 894.23(092) ББК 83.3Бу-8

Тагарова Т. Б.

В статье описываются стилистические функции сравнительных конструкций поэзии Дондока Улзытуева, усиливающие художественную выразительность стихотворений. Сравнения помогают построению образов, навеянных картиной мира поэта-певца степной родины, любви к матери, женщине, природе. Сравнения, образованные путем повтора, параллелизма и т. д., создают особенно яркие, выпуклые картины природы, одновременно выражая философские взгляды автора, отличаясь глубоким психологизмом и лиризмом.

Ключевые слова: стилистика, сравнение, эталон, троп, развёрнутый, простой, повтор, параллелизм, философский, психологизм, любовь, природа, мать, море, художественный, образ, оригинальный, традиционный.

Скачать (207,3 kB)

Лингвокультурология

УДК 61:93+001.4

Мусохранова М. Б.

В работе делается акцент на архаический период становления медицины, в котором шло формирование её языка, репрезентирующего человека в отношениях с окружающим миром посредством терминов.

Ключевые слова: истоки медицины, язык медицины, термин.

Скачать (111,9 kB)

Дискурс и текст: векторы исследования

УДК 811.112.2 ББК 81.432.4

Меркурьева В. Б., Салчак А. А.

В статье рассматривается понятие «политический медиадискурс», которое сочетает в себе манипулятивный потенциал политического дискурса и медиадискурса. В данной статье анализируется, при помощи каких языковых средств происходит манипуляция общественным мнением для формирования негативного образа России в немецкоязычном медиадискурсе.

Ключевые слова: политический дискурс, медиадискурс, политический медиадискурс, образ России, манипуляция.

Скачать (162,7 kB)

Лингвистика

УДК 81-119 ББК 81.2-3

Степаненко В. А., Бланк Ю. В.

Статья посвящена исследованию вербальных и невербальных средств в немецкой сексистской рекламе, в которой часто используются двусмысленные слоганы. Двусмысленность создаётся с помощью отсылки адресата к невербальным средствам, представляющих женщину либо как секс-товар, либо как существо неравное по интеллекту мужчине. 

Ключевые слова: сексизм, немецкоязычная реклама, классификация К. Шмерль, стереотип, дискриминация.

Скачать (346,4 kB)

Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании

УДК 004:[316.3:008] ББК 74.58:73

Мурюкина Е. В.

В статье мы представили результаты выявления показателей медиакомпетентности студентов ТИУиЭ и ТИ им. А. П. Чехова, где проводился формирующий эксперимент, опиравшийся на синтез медиаобразования и медиакритики в образовании будущих педагогов. При подведении итогов мы опирались на повторное тестирование, беседы, письменные и творческие работы, итоги практико-ориентированных заданий. Данное исследование выявило положительную динамику в ЭГ студентов ТИ им. А. П. Чехова и стагнационные явления среди студентов контрольной группы ТИУиЭ.

Ключевые слова: студенты вузов; медиакритика; тестирование, сравнительный анализ; медиаобразование; медиакомпетентность.

* статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 14-18-00014 «Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов», выполняемый в Таганрогском государственном институте управления и экономики.

Скачать (210,5 kB)

УДК 316.77:001.8 ББК С55.325.1:С55.57

Челышева И. В.

В статье рассматриваются проблемы генезиса отечественного эстетически ориентированного медиаобразования во второй половине ХХ столетия. Автором представлены основные подходы к интеграции медиаобразовательных компонентов в систему эстетического воспитания и образования.

Ключевые слова: медиа, медиакультура, медиаобразование, эстетическое воспитание, интегрированный подход.

Скачать (189,8 kB)

УДК 004:[316.3:008] ББК 74.58:73

Бубнова Ю. А.

В статье мы изучили теоретические основы медиаобразовательной деятельности. На сегодняшний день насчитывается как минимум одиннадцать концепций медиаобразования в нашей стране и за рубежом. Мы представили краткую характеристику основных медиаобразовательных теорий, таких как: инъекционной» (защитной), практической, идеологической, семиотической, культурологической, эстетической (художественной), теологической, экологической, этической, а также теорий развития критического мышления и медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей».

Ключевые слова: теории медиаобразования; цели; стратегия; аудитория; медиакомпетентность.

Скачать (151,7 kB)

УДК 004:[316.3:008] ББК 74.58:73

Сосновская З. М.

В статье мы затронули вопросы развития медиаобразования в Беларуси, доказав, что оно базируется на преемственности концепций и идей советского периода, а также использовании инноваций. В качестве основных концепций медиаобразования исследователи Беларуси выделяют культурологическую, эстетическую, практическую, социокультурную теории медиаобразования, теорию развития критического мышления. Деятельность медиапедагогов направлена на достижение следующих целей: развитие критического мышления аудитории; эстетическое воспитание детей и молодежи с помощью масс-медиа; освоение социокультурного пространства медиакультуры.

Ключевые слова: медиаобразование, Беларусь, культурологическая, эстетическая, социокультурная теории, теория РКМ, школьники, студенты.

Скачать (135,3 kB)

УДК 372.881.111.1 ББК 74.58:73

Хлызова Н. Ю.

В данной статье рассматривается научно-исследовательская работа студентов относительно формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности. Описывается актуальность, необходимость её организации, представлены формы, направления, принципы, методы, этапы.

Ключевые слова: НИРС, медиакомпетентность вторичной языковой личности студента, формы, направления, принципы, методы и этапы.

Скачать (172,5 kB)

Сравнительная педагогика

УДК 378.2 ББК 74.58

Пащенко Ю. А., Целых М. П.

Статья посвящена периодизации творчества Мэри Ричмонд. Рассматриваются три этапа её профессионального становления: Балтиморский период (1888 – 1900 гг.), Филадельфийский период (1900 – 1909 гг.) и Нью-Йоркский период (1909 – 1928 гг.). Показаны черты и особенности каждого из выделенных периодов.

Ключевые слова: социальная работа, социальная помощь, профессиональное образование, периодизация, кейс метод.

* Статья написана при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 15-06-00039 название проекта: «Подготовка будущих социальных педагогов в современном контексте профессионализации социально-педагогической деятельности».

Скачать (180,4 kB)

Актуальные вопросы профессиональной педагогики

УДК 94(470) ББК 63.3

Астраханцев О. Н.

В данной статье рассмотрены некоторые опубликованные и неопубликованные материалы, которые могут служить источниками по изучению вопроса о подготовке военных авиационных кадров в период с 1910 по 1945 гг. Автор разделяет источники на группы: официальные документы, неопубликованные документы архивов, мемуарная литература и периодическая печать.

Ключевые слова: Военно-воздушные силы, воздухоплавание, военно-учебные заведения, авиация, Великая Отечественная война, архив.

Скачать (177,4 kB)

УДК 378.16 ББК 74.58

Веретенникова А. Е.

Статья описывает пример использования педагогических технологий, включающих учебный проект, «портфель курсанта», аргументирующее эссе в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений МВД России для оценивания профессиональных компетенций, включая коммуникативную. Приводятся теоретические положения проектного обучения и процесса письменной речи, на которых основываются критерии оценки компетенций.

Ключевые слова: учебный проект, портфолио, аргументирующее эссе, виды оценки, критическое мышление, коммуникативная компетенция, процесс письменной речи, курсант, образовательное учреждение МВД России.

Скачать (146,6 kB)

УДК 371.321 ББК 74.00

Савельева Д. В.

В статье рассматриваются психологические особенности обучающихся колледжа в зависимости от их возраста. Стремление студентов к самореализации и поиска жизненных смыслов профессиональной деятельности.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, подростковый возраст, самоопределение, смысложизненная концепция.

Скачать (162,6 kB)

УДК 377.6 ББК 74.05

Никитина Е. А.

Данная статья представляет итоги эмпирического исследования автора. Представлены результаты диагностики, которые позволяют сделать первоначальное заключение о сформированности профессионально значимых способностей слушателей школы начинающего педагога (ШНП) к педагогической деятельности, имеющих значение для успешной работы в качестве педагога/мастера профессионального обучения в профессиональной образовательной организации. Диагностика позволит скорректировать план работы школы начинающего педагога, наметить программу роста педагогического мастерства каждого молодого специалиста, учесть потребности педагога/мастера производственного обучения в зависимости от акмеограммы конкретного специалиста.

Ключевые слова: диагностика, профессионально значимые способности, педагогическая деятельность, школа начинающего педагога, педагог, мастер производственного обучения, среднее профессиональное образование.

Скачать (136,6 kB)

Современные проблемы воспитания

УДК 004:[316.3:008] ББК 74.58:73

Мурюкина Е. В., Бубнова Ю. А.

В статье рассмотрены основные теории нравственного воспитания, представленные как в отечественной, так и в западной науке; уровни и компоненты нравственного развития; факторы, влияющие на эффективность нравственного воспитания школьников. Мы изучили известную теорию морально-нравственного развития, разработанную Л. Кольбергом. В. А. Сухомлинский полагал, что главная цель педагогического процесса ‒ всестороннее развитие личности ученика, где развитие нравственной сферы ‒ первостепенный и системообразующий фактор. Нравственное воспитание, по мнению И. Ф. Харламова, наиболее эффективно при включении ученика в разнообразные виды деятельности.

Ключевые слова: нравственное развитие; теории; Л. Кольберг; И. Ф Харламов; В. А. Сухомлинский; уровни; школьники; нравственные качества.

Скачать (144,9 kB)

Детский сад: теория и практика

УДК 004:[373.24] ББК 74.1

Бобылева А. Г.

В статье мы рассмотрели сущность понятия «адаптация», определили основные фазы процесса адаптации, рассмотрели факторы адаптации малыша к требованиям ДОУ. Под адаптацией подразумевается процесс вхождения личности в новую для неё самой сферу и приспособление к существующим требованиям. Мы рассмотрели три фазы процесса адаптации. Также нами изучены основные факторы адаптации детей к детскому саду, среди них: возраст дошкольника; приближённость распорядка дня дома к распорядку в ДОУ; состояние самочувствия; степень развития; оценка ЦНС; способность общаться со старшими и ровесниками; развитость предметной и игровой деятельности.

Ключевые слова: адаптация; дошкольники; фазы адаптации; ДОУ; факторы адаптации; аспекты адаптации.

Скачать (190,2 kB)

Начальное образование: теория и практика

УДК 371 ББК 74.2(2Рос. Бур)

С573

Содномов С. Ц., Санжина Д. Д.

В статье рассматриваются изобразительно-выразительные средства малых жанров бурятского фольклора и особенности формирования коммуникативных умений учащихся начальных классов в процессе чтения и анализа произведений устного народного творчества. 

Ключевые слова: младший школьник, устное народное творчество, мышление, восприятие, речь, устная речь, развитие речи, значение слова, лексические единицы, умение, коммуникативные умения.

ЭХИН ҺУРГУУЛИИН ҺУРАГШАДАЙ АМАН ХЭЛЭЛГЭ ХҮГЖӨӨЛГЭДЭ БУРЯАД АМАН ЗОХЁОЛОЙ ЛЕКСИЧЕСКЭ АРГАНУУДЫЕ ХЭРЭГЛЭЛГЭ

Ниитэлэл бага наһанай һурагшадай  харилсаанай шадабари бүрилдүүлгын онсодо зорюулжа, тэдэнэй аман хэлэлгэ хүгжөөлгэдэ буряад аман зохёолой лексическэ аргануудые хэрэглэлгын арга боломжонууд тайлбарилагдана. 

Тулгалха үгэнүүд: бага наһанай һурагшад, арадай аман зохёол, хэлэлгэ, аман хэлэлгэ, хэлэлгэ хүгжөөлгэ, шадабари, харилсаанай шадабари, үгын удха.

Скачать (204,6 kB)

Инновационные процессы в современном образовании

УДК 373.1.02 ББК 74.262

Третьяков А. Л.

Санкт-Петербург, Россия

В статье автор и основоположник идеи организации школьных центров правовой информации акцентирует внимание читателя на некоторых организационно-педагогических условиях деятельности школьной библиотеки по вопросам правового просвещения современного подрастающего поколения (обучающихся). Описывается актуальность проблематики и нормативно-правовая основа, на которой строится идея организации школьных центров правовой информации. Выявлена философия деятельности подобных центров. Особая роль отводится педагогической деятельности школьного библиотекаря, который выступает посредником (провайдером) в формировании правовой культуры обучающихся. Отмечается значимая роль школьных центров правовой информации в формировании информационно-образовательной среды общеобразовательной организации и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.

Ключевые слова: правовая культура, обучающиеся, школьная библиотека, организационно-педагогические условия, образование.

Скачать (206,6 kB)

Внимание: опыт

УДК 377.6ББК Ч481,6(2) 202.5,0 

Барбашева Л. Ю.

В статье профориентация в Иркутском филиале МГТУ ГА рассматривается как часть непрерывной профессиональной подготовки обучающихся. Анализируется профориентационная деятельность в вузе через функционирование элементов: довузовское образование, высшее профессиональное образование, послевузовское образование. Представлены: формы и методы профориентационной работы, нацеленной на привлечение наиболее способных абитуриентов; создание условий для качественной подготовки к поступлению в университет, оказания помощи студентам (курсантам) университета в профессиональном самоопределении.

Ключевые слова: профориентационная работа, инженерное творчество, профильные классы, студент, методы воспитания, формы воспитания.

Скачать (385,4 kB)

Рецензии

УДК 811.111 ББК 81.002.1

Динсберг Б.

Статья представляет собой рецензию на недавно увидевшую свет книгу Филиппа Дуркина, главного редактора готовящегося переиздания оксфордского словаря английского языка. Книга носит название «Заимствованные слова. История заимствований в английском языке». Автор рецензии подробно анализирует структуру и содержание издания, рассматривая их в контексте других известных работ по данной тематике. Отмечается, что книга является авторитетным и полным источником информации о заимствованных словах в английском языке.

Ключевые слова: лексикология английского языка, заимствованные слова, история словарного состава английского языка, рецензия на книгу.

Скачать (287,8 kB)

Сохранить