№ 4, 2016

Слово к читателям

Иванова Людмила Анатольевна,
начальник центра дополнительного профессионального образования ИФ МГТУ ГА, кандидат педагогических наук, доцент.

Незаметно подошел к концу 2016 год. МИАЖ «Crede Experto» ‒ 3 года. Самое время подводить итоги, давать оценку проделанной работе и строить планы на будущее. Полагаем, читателю будет интересно увидеть итоги работы Редакционного Совета. Начнём с тех достижений и результатов, которые мы считаем основными. В ряду важных за последние 3 года событий, позитивно сказавшихся на развитии журнала, можно отметить следующие:

Читать далее

Транспорт

УДК 004.588 ББК 74.5

Чокой В. З.

Проведен обзор подходов к подбору для наблюдаемых процессов адекватных регрессий и их последующему использованию для решения практических задач интерполяции, экстраполяции и факторного анализа. Также рассмотрены вопросы формирования для наблюдаемых процессов прогнозных моделей на основе комбинации параболической регрессии, автокорреляционной функции и гармонических весов. Представлен обзор авторских средств компьютерного решения задач аппроксимации, интерполяции и экстраполяции, ориентированных на использование в образовательном процессе инженерных вузов и в эксплуатирующих организациях гражданской авиации.

Ключевые слова: наблюдаемый процесс, регрессионный анализ, парная и множественная регрессия, линеаризация нелинейных функций, метод наименьших квадратов, прогнозирование процессов, доверительные границы прогноза

Скачать (834,1 kB)

УДК 629.118 ББК 39.0

Влковскы М., Влахова Г.

В статье представлены результаты эксперимента, проведенного на военных грузовиках, и его интерпретация.

С помощью эксперимента определяли размеры сил инерции на выбранном участке дороги (дороги II-го или I-го класса) в Чешской Республике, с точки зрения обеспечения сохранности груза во время транспортировки.

В статье также говорится о важности знания сил инерции для выбора застежки и способа крепления, о преимуществах и недостатках использования коэффициентов ускорения, находящихся в технических нормах.

Ключевые слова: транспортный эксперимент, обеспечение сохранности груза, силы инерции, коэффициенты ускорения.

Скачать (358,6 kB)

M. Vlkovský, H. Vlachová

Brno

UPEVŇOVÁNÍ NÁKLADU NA VOJENSKÝCH NÁKLADNÍCH VOZIDLECH – PŘEPRAVNÍ EXPERIMENT

Článek předkládá výsledky provedeného přepravního experimentu a jejich interpretaci. Předmětem přepravního experimentu je zjištění velikostí setrvačných sil na vybraném úseku běžné komunikace (silnice II., resp. I. třídy) v České republice s ohledem na upevnění nákladu při přepravě. Článek dále rozebírá význam znalosti setrvačných sil pro volbu upevňovacího prostředku a způsobu upevnění a výhody, resp. nevýhody využití normativně stanových hodnot koeficientů zrychlení.

Klíčová slova: přepravní experiment; zajištění nákladu; setrvačné síly; koeficienty zrychlení.

Аэромеханика и прочность

УДК 004.588 ББК 74.5

Караваев Ю. А., Ходацкий С. А.

В статье приведена методика прочностного расчёта рабочих лопаток компрессоров и турбин авиационных ГТД с использованием программы FEMAP.

Рассмотрены допущения, принимаемые при расчёте. Последовательно рассмотрены этапы расчёта. Приведено изменение напряжений по перу лопатки.

Ключевые слова: статическая прочность, напряжения, расчёт.

Скачать (184,8 kB)

Лингвистика

УДК 82 ББК (Ш)83.3(2Рос=Нем)

Кондратенко П. И.

В статье приведён стилистический анализ рассказа В. Борхерта «Три тёмных волхва». Произведение, написанное в традициях «литературы руин», обнаруживает сходство с жанром рождественского рассказа как на уровне сюжетно-композиционной организации, так и в системе образов и мотивов. Вместе с тем рождественский рассказ у Борхерта претерпевает заметные изменения.

Потребность более развёрнуто и однозначно определить признаки, характеризующие рождественский рассказ, а также подробно проследить историю жанра не только на материале русской, но и европейских литератур, открывает новые перспективы для сравнительных и иных литературоведческих исследований.

Ключевые слова: Вольфганг Борхерт; литература руин; рождественский рассказ; анализ текста; мотивы.

Скачать (222,2 kB )

УДК 811.51 ББК 81.2-03

Новгородов И. Н., Токмашев Д. М., Гайнутдинова А. Ф., Ишкильдина Л. К.

В статье представлено исследование происхождения телеутского устойчивого словарного фонда. Авторы пришли к выводу о том, что телеутский язык обнаруживает большее сходство к башкирскому, татарскому (кыпчакским) языкам, чем к турецкому (огузскому).

Ключевые слова: язык, сравнение, лексика, устойчивый словарный фонд, тюркский, огузский, кыпчакский, телеутский, турецкий, татарский, башкирский.

*Исследование выполнено за счёт гранта Российского гуманитарного научного фонда (№ 14-04-00346) в ФГАОУ ВПО СВФУ им. М. К. Аммосова. Тема проекта «Устойчивый словарный фонд тюркских языков».

Скачать (279,4 kB)

Дискурс и текст: векторы исследования

УДК 81’42 ББК 81.055.1

Горбик А. А.

В статье рассматривается театральная афиша как рекламный текст в маркетинговой коммуникации. Анализируется восприятие данных текстов потенциальным зрителем.

Ключевые слова: театральная афиша, коммуникативное пространство, средства массовой коммуникации.

Скачать (292,3 kB )

Актуальные проблемы языков и культур стран Дальнего Востока

УДК 81 ББК 81

Хамаева Е. А., Шишмарева Т. Е., Кремнёв Е. В.

В статье на примере переводов трактата «Шань хай цзин» и первого древнекитайского словаря «Эръя» обосновывается транслингвографический перевод как способ экспертного перевода текстов на языке с идеографическим типом письма, обеспечивающий информативность и аутентичность текста оригинала в тексте перевода.

Ключевые слова: транслингвографический перевод, трактат «Шань хай цзин», словарь «Эръя», идеографическое письмо.

* Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект «Китайский словарь «Эръя» в идеографическом и этнокультурном аспектах» № 15-04-00535.

Скачать (262,6 kB)

Лингвокультурология

УДК 395.83 ББК 26.890

Чибисова О. В., Васильева А. А.

Умение избежать или достойно разрешить возникающие конфликты является необходимым в современном обществе. В социальном смысле, конфликт ‒ это особый вид дисгармоничной коммуникации, который не существует вне коммуникативной ситуации. Конфликтные коммуникативные коммуникации можно классифицировать согласно их направленности, намеренности и результата. Речевой конфликт имеет сложную многоуровневую структуру: назревание, созревание, пик, спад и разрешение. Последняя фаза представляет собой два варианта ‒ разрешённый конфликт или неразрешённый. Анализ трёх конфликтных ситуаций в китайской лингвокультуре позволил выявить причины, послужившие факторами развития конфликта. Знание этих причин может быть полезным при межкультурной коммуникации с китайцами представителей других лингвокультур.

Ключевые слова: агрессивная речь, неразрешённый конфликт, разрешенный конфликт, стратегия кооперации, стратегия конфронтации.

Скачать (150,1 kB )

Культурология

УДК 316.723 ББК 71.07

Ха Дон Чжин, Чибисова О. В.

Данная статья изучает музыкально-танцевальные молодёжные субкультуры (фанк и хип-хоп), сформировавшиеся в прошлом веке и продолжающие существовать до сегодняшнего дня. В работе используются теоретические разработки учёных и материалы интернет-сайтов. Автор приходит к заключению, что основная направленность музыкально-танцевальных субкультур содержится в их творческом и интегративном потенциале.

Ключевые слова: молодёжные субкультуры, танцевальная музыка, клубные танцы, внешний облик, идеология.

현대 클럽 청소년 하위문화

하동진

콤소몰스크아무레, 러시아,

올가 블라디미로브나 치비소바

콤소몰스크아무레, 러시아

본 논문은 지난 세기에 형성되었고 현재까지도 계속 존재하고 있는 펑크족, 힙합과 같은 댄스와 관련된 청소년 하위문화들을 연구하고 있다. 연구를 위해서 인터넷 사이트의 많은 자료들과 학자들의 이론적인 연구들이 사용되었다. 연구에서는 이러한 댄스 하위문화들의 기본적인 성향이 그들의 창조적인 활동과 통합성의 잠재적 능력에 있다고 결론을 맺고 있다.

주제어: 청소년 하위문화, 댄스 음악, 클럽 댄스, 외형적 모습, 이데올로기.

Скачать (307,2 kB)

Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании

УДК 37.022 ББК 74.58:73

Хлызова Н. Ю.

В данной статье представлено исследование вопросов формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности. Описана методология, включающая в себя основные подходы, педагогические принципы, методы, средства, форму формирования искомого феномена.

Ключевые слова: методология, медиакомпетентность вторичной языковой личности, компетентностный подход, принцип, метод.

Скачать (146,0 kB)

УДК 316.77:001.8 ББК С55.325.1:С55.57

Челышева И. В.

Статья посвящена проблемам взаимодействия подрастающего поколения с современным интернет-пространством. Анализируются основные опасности и риски, связанные с пребыванием школьников в виртуальном пространстве, рассматриваются аспекты медиаобразования, которое в современных условиях является одним из путей приобщения подрастающего поколения к полноценному осмыслению медийной информации, к безопасному использованию медиаресурсов.

Ключевые слова: медиа, медиакультура, медиаобразование, кибербезопасность.

Скачать (193,7 kB)

Проблемы медиакультуры

УДК 791.43/45 ББК 85.374

Сальный Р. В.

В статье рассматривается творчество киноведа, режиссёра, сценариста Олега Альбертовича Ковалова. Проанализированы его статьи и фильмы. Охарактеризованы основные направления его творческой мысли, особенности стиля и позиции. В заключение определены основные мировоззренческие идеи.

Ключевые слова: Ковалов, кинокритика, медиакритика, кино, мифология, массовое сознание, режиссер.

* Cтатья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 14-18-00014 «Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов», выполняемый в Таганрогском институте управления и экономики.

Скачать (251,0 kB)

Теоретические и практические вопросы обучения иностранным языкам

УДК 372.881.111.1 ББК 74.58

Антонова А. Б.

Контрастивный метод обладает большим образовательным потенциалом. Вместе с тем его применение в случае обучения студентов Азиатско-Тихоокеанского региона русско-английскому переводу является достаточно сложной задачей в силу того, что специфика обучения данному переводу связана с проблемой взаимодействия трёх контактирующих языков (двух иностранных – русского и английского и родного языка учащихся); проблематичным и трудоёмким предстает процесс выявления всех сходств и различий элементов систем этих неродственных языков.

Ключевые слова: контрастивный анализ, студенты Азиатско-Тихоокеанского региона, русско-английский перевод, контактирующие языки

Скачать (194,8 kB)

УДК 372.881.1 ББК 74.268.1

Занкова А. А.

В статье рассматривается практика использования коммуникативного подхода в преподавании русского языка как иностранного (РКИ), описывается понятие «коммуникативная компетенция». Сделана попытка описать одну из структур урока, которая удовлетворяет основным характеристикам коммуникативного подхода в преподавании иностранных языков.

Ключевые слова: коммуникативный подход, коммуникативный метод, коммуникативная компетенция, структура урока «три П».

Скачать (209,1 kB)

УДК 378.147:811.11/.13:61 ББК 74.484.72

Мусохранова М. Б.

В статье представлен экологический подход, актуализирующий связь языка с культурой и идею преемственности профессионального знания, содержание которого выражено преимущественно греко-латинскими терминами.

Ключевые слова: термин, терминогенез медицины, терминологическая грамотность, экологический подход.

Скачать (170,0 kB)

УДК 372.881.111.1 ББК 74.268.19

Трубина З. И.

В статье определена важность и необходимость переориентации образовательных организаций на развитие творческого мышления личности, создания оптимальных условий для развития индивидуальности обучающихся. Именно творческая личность наиболее приспособлена к новейшим социально-экономическим условиям. Урок иностранного языка является качественной базой для развития творческого мышления. Специфика таких уроков выражена в коммуникативной направленности, возможности применения повседневного опыта в образовательном процессе и примерке обучающимися на себя новых социальных ролей. Среди эффективных условий развития творческого мышления названы следующие: профессиональная компетентность учителя, педагогическое совершенствование; применение педагогом активных методов обучения иностранному языку; отказ от традиционных авторитарных методов обучения, создание благоприятного психологического климата на уроках.

Ключевые слова: иностранный язык; творческое мышление; методика преподавания.

Скачать (205,8 kB)

Актуальные вопросы профессиональной педагогики

УДК 378 ББК 22.1

Миндеева С. В., Толстых О. Д.

В статье рассматриваются возможности олимпиадного движения в активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Приводится историческая справка олимпиадного движения, анализируется теоретическая основа исследования проблемы. Описывается опыт проведения студенческих математических олимпиад в техническом вузе.

Ключевые слова: олимпиада, олимпиадное движение, математическая олимпиада, технический вуз.

Скачать (143,5 kB)

УДК 378 ББК 74.58

Кочергина О. А.

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного высшего образования. Обосновывается необходимость профессиональной подготовки будущего учителя к работе с родителями, определяются ее специфика и основные направления. Статья предназначена для преподавателей вузов.

Ключевые слова: семья, семейное воспитание, взаимодействие семьи и школы, специфика профессиональной подготовки.

Скачать (143,8 kB )

УДК 378.14.015.62 ББК Ч4

Наконечных В. Н., Сивкова А. В.

В статье рассматриваются основные понятия и принципы компетентностного подхода в подготовке бакалавров в высшей школе.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, образование, компетентностный подход, вуз.

Скачать (117,9 kB)

УДК 377.5 ББК 74.214.22

Никитина Е. А., Коробцов А. Ю., Верещаков И. Е.

Важной составной частью производственной практики в рамках профессионального модуля ПМ.03 «Методическое обеспечение учебно-производственного процесса и педагогического сопровождения группы обучающихся профессиям рабочих (служащих)» является организация и проведение педагогического мониторинга. Это позволяет сформировать компетенции, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности будущего мастера производственного обучения.

В ходе многолетней работы мастеров производственного обучения, педагогов Иркутского колледжа автомобильного транспорта и дорожного строительства по организации производственной педагогической практики студентов – специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) ‒ накоплен большой опыт проведения педагогического мониторинга с участием практикантов. В процессе реализации задач педагогического мониторинга они не только проводят диагностику, оценку и прогнозирование педагогического процесса, но и результаты учитывают в организации воспитательных дел в колледже. Изложение опыта совместной деятельности глазами студентов будет способствовать дальнейшему совершенствованию педагогического процесса в области подготовки будущих мастеров производственного обучения.

Ключевые слова: педагогический мониторинг, мастер производственного обучения, обучение, воспитание, педагогическая культура, среднее профессиональное образование, диагностика, оценка, прогнозирование, педагогический процесс.

Скачать (187,8 kB)

УДК 377.131.14:629.083(094) ББК 033-08я723-1

Никитина Е. А., Надточий С. Б.

Статья посвящена вопросам подготовки студентов по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, в системе среднего профессионально образования. Подготовка автомехаников в условиях реализации ФГОС СПО с помощью технологий контекстного и дуального обучения способствует глубокому овладению ими профессиональными компетенциями, поиску путей решения различных профессиональных задач в неординарных производственных ситуациях и, главное, пробуждает интерес к будущей профессии.

Ключевые слова: автомеханик, среднее профессиональное образование, ФГОС СПО, технологии контекстного обучения, технологии дуального обучения, профессиональные компетенции, профессиональные задачи, студенты, производственное обучение.

Скачать (218,6 kB)

История педагогики и образования

УДК 37:[011.31] ББК 74.03

Мураева О. Г.

Данная статья посвящена описанию взглядов Н. А. Добролюбова, яркого представителя общественно-педагогического движения России второй половины XIX века, на актуальную проблему ценностного отношения к педагогическому труду. В связи с этим даны определения понятий «ценностное отношение к педагогической деятельности», «общественно-педагогическое движение России второй половины XIX века», изучено мнение Н. А. Добролюбова на необходимые условия формирования у учителя ценностного отношения к педагогическому труду.

Ключевые слова: ценностное отношение к педагогической деятельности; общественно-педагогическое движение России; общественная значимость педагогического труда; правовое и материальное положение; педагогическое призвание; личностный смысл педагогической деятельности.

Скачать (303,5 kB)

Начальное образование: теория и практика

УДК 371 ББК 74.2(2Рос.Бур)

Содномов С. Ц.

В данной статье рассматриваются психологические особенности изучения устного народного творчества учащимися начальных классов. Особенности восприятия произведений детского фольклора, воображения, развития речи в процессе изучения и чтения фольклорных текстов.

Ключевые слова: младший школьник, устное народное творчество, психологические особенности, развитие речи, восприятие, воображение, новые знания, способы деятельности.

Скачать (228,9 kB)

ЭХИН ҺУРГУУЛИИН ҺУРАГШАДАЙ АМАН ЗОХЁОЛ ОЙЛГОН АБАХА ПСИХОЛОГИЧЕСКА ОНСОНУУД

Ниитэлэл бага наһанай һурагшадай аман зохёол ойлгон абаха психологическа онсодо зорюулагданхай, аман зохёол соо хэлэгдэhэн мэдээсэлые зүбөөр ойлгожо ажаябуулгада хэрэглэхэ шадабари бүрилдүүлхэ онсонуудта зорюулагданхай.

Тулгалха үгэнүүд: бага наһанай һурагшад, арадай аман зохёол, психологическа онсонууд, хэлэлгэ, хэлэлгэ хүгжөөлгэ, мэдээсэл, ажаябуулга, мэдэсэ, бүрилдүүлгэ.

Билингвизм и билингвальное образование

УДК 811.512.31 ББК Ч426.153Бурят.1(2)-211,0

Кулехова А. М.

В данной статье рассматриваются необходимые, возможные условия сохранения бурятского языка в современном языковом пространстве Прибайкалья, в условиях субординативного билингвизма. 

Ключевые слова: бурятский язык, языковое пространство, двуязычие, субординативный билингвизм, языковая среда, содержание обучения, рациональная методика, обогащение словарного запаса.

Скачать (148,8 kB)

На перекрёстке мнений

УДК 659.4 ББК 76.0

Наконечных В. Н.

Коммуникационная среда в мире, и, в частности, в России, подвергается коренным преобразованиям: возникают новые коммуникационные каналы, которые, в свою очередь, меняют модель коммуникации и характеристики передаваемой информации.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникационные каналы, информация, цифровой контент, коммуникационная среда, медиасреда, сообщение.

* Статья публикуется в авторской редакции.

Скачать (243,4 kB)

Учителя и педагоги Иркутской области представляют

УДК 37.037 ББК 74.200.55

Дудка Н. Н.

Автором представлена дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Путь к совершенству», которая на протяжении ряда лет реализуется в МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец Творчества». Программа представляет интерес не только как учебно-методический документ, призванный теоретически обосновать и практически организовать работу с детьми и юношами, желающими заниматься каратэ, но и как комплексное и оригинальное исследование в области спортивной педагогики. Программа ориентирована не только на физическое, но и на духовное совершенствование детей.

Ключевые слова: дополнительное образование, образовательная программа, дополнительная общеразвивающая программа, физкультурно-спортивная направленность, каратэ-до, Сётокан каратэ-до.

Скачать (277,1 kB)

Дебют в науке

УДК 364 ББК 60.5

Рузаль Ю. В.

В статье раскрываются проблемы социального сиротства в России, приводятся последние статистические данные, описывается специфика феномена для нашей страны. Обосновывается необходимость внедрения служб медиации в работу организаций, оказывающих социальную помощь семье и детям.

Ключевые слова: социальное сиротство, профилактическая работа, социальная работа, беспризорные дети, медиация.

Скачать (237,8 kB)