№1, 2015

Слово к читателям

Иванова Людмила Анатольевна,

начальник центра дополнительного профессионального образования ИФ МГТУ ГА, кандидат педагогических наук, доцент.

Уважаемые читатели и авторы публикаций, позвольте мне, от имени редколлегии и читателей международного информационно-аналитического журнала «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» сердечно поздравить уважаемую пани профессора Еву Жебровскую, члена редакционного Совета нашего журнала с присвоением звания «Ординарный профессор» (professor ordinarius).

Читать далее

Аэромеханика и прочность

Комплексная оценка достоверности расчёта аэродинамических характеристик сложных объектов с использованием ANSYS

УДК 629.7.016 ББК 39.5

Вшивков Ю. Ф.Галушко Е. А.Кривель С. М.

В статье приводятся основные результаты оценки достоверности расчёта аэродинамических характеристик несущей системы вблизи подстилающей поверхности. Оценка выполнена на основе сопоставления результатов расчёта с экспериментальными данными и результатами расчётов других авторов с использованием альтернативных методик.

Ключевые слова: аэродинамические характеристики; экраноплан.

Скачать (73,7 MB)

Авиационная техника

Концепция и результаты аэродинамического проектирования экраноплана с широким диапазоном эксплуатационных углов атаки

УДК 629.7.016 ББК 39.5

Вшивков Ю. Ф.Галушко Е. А.Кривель С. М.

В статье излагаются подходы к проектированию экраноплана с заданными маневренными характеристиками и широким эксплуатационным диапазоном скоростей горизонтального полета. Задачи обеспечения маневренности выдвигают особые требования к эксплуатационному диапазону углов атаки и реализуемых коэффициентов подъёмной силы. Предлагается аэродинамическая компоновка экраноплана, удовлетворяющая выдвигаемым требованиям.

Ключевые слова: экраноплан; маневренность; коэффициент подъёмной силы; аэродинамическая компоновка.

Скачать 430,9 kB

Охрана окружающей среды

Роялти − как механизм регулирования платежей за выбросы парниковых газов

УДК 656.7.022.1 ББК 39

Смирнова Ю. В.

В статье представлены материалы по механизмам торговли квотами парниковыми газами, а также изучаются меры, которые вводит Европейский союз для получения денежных средств за пролёты над своей территорией и по сокращению выбросов парниковых газов от двигателей воздушных судов. Представлены мероприятия, которым следует Россия для получения роялти, и показаны действия Евросоюза, направленные для отмены выплат в дальнейшем за пролёты над транссибирской магистралью.

Ключевые слова: роялти, парниковые газы, квоты, транссибирская магистраль, воздушное судно.

Скачать (136,2 kB)

Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании

Медиаобразованность как значимое качество личности учащегося

УДК 37.013.46 ББК 74.2

Кодубец Н. В.

Статья посвящена проблеме сущности медиаобразования и медиа-образованности как значимого качества личности учащегося в условиях реализации новых образовательных стандартов.

Ключевые слова: медиаобразование, медиаобразованность, уроки с использованием СМК, анализ информации, критическое мышление, СМК, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Скачать (195,0 kB)

Медиаобразование в контексте межкультурной коммуникации (на материале средств массовой информации США)

УДК 37.013.74(045) ББК 74.480.26

Печинкина О. В.

Необходимым условием успешного взаимодействия с представителями иных национальностей и культур является не только знание иностранного языка, но и осознание культурного многообразия мира, основанного на анализе конкретных продуктов деятельности человека и конкретных ситуаций межкультурного общения. Наиболее доступными источниками подобной информации служат медиатексты, анализ которых позволяет интегрировать обучение иностранному языку, межкультурной коммуникации и медиаобразование.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация; медиаобразование; медиатексты; студенты; анализ медиатекстов.

Скачать (222,3 kB)

В методическую копилку педагога музыки: развитие медиаграмотности младших школьников посредством цифровых образовательных ресурсов

УДК 378 ББК 74.26

Хитцова Н. Г.

В статье представлена авторская образовательная программа «Музыкальная компьютика» для учащихся младшего школьного возраста музыкальных школ. Новый опыт предполагает развитие медиаграмотности младших школьников посредством использования цифровых образовательных ресурсов. Подчеркивается важность интеграции медиаобразования в преподавании музыки в условиях экспоненциального роста новых медиа.

Ключевые слова: музыкальное образование, медиа, «Музыкальная компьютика», образовательные ресурсы, критическое мышление, музыкальная литература, медиаобразование, медиаграмотность.

Скачать (174,4 kB)

Формирование медиакомпетентности как ключевой приоритет лингвистического образования

УДК 372.881.1 ББК 74.58:73

Хлызова Н. Ю.

В данной статье исследуется понятие медиакомпетентности как цели и результата медиаобразования через призму лингвистического образования. Описывается актуальность представленного феномена, анализируется его понятийно-терминологическое обеспечение в педагогической науке.

Ключевые слова: компетенция; компетентность; медиакомпетентность; медиаобразование; иностранный язык.

Скачать (249,8 kB)

Культуротворческий подход к проблеме медиакультуры в современном информационном пространстве

УДК 316.77:001.8 ББК С55.325.1:С55.57с

Челышева И. В.

Статья посвящена анализу культуротворческой природы современной медиакультуры. Автором рассматриваются основные положения медиакультуры, сферы её влияния на современное социокультурное пространство.

Ключевые слова: медиа, медиакультура, медиареальность, культурологический подход, философский анализ.

* Статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ «Стратегии современного британского медиаобразования и его влияние на российскую медиапедагогику», проект № 13-36-01001. Руководитель проекта – И. В. Челышева.

Скачать (241,5 kB)

Управление образованием

К вопросу о сущности конфликтной компетентности руководителя образовательного учреждения как компонента нравственно-правовой культуры

УДК 371.11 ББК 74.24

Мусинов П. А.

Данная статья посвящена анализу понятия «конфликтная компетентность» руководителя. На основе анализа трудов ведущих российских исследователей сформулировано понятие и раскрыта сущность исследуемой категории. Автор приходит к выводу, что конфликтная компетентность представляет собой существенный аспект профессионального образования и самообразования руководителя ОУ. Благодаря конфликтно-компетентной подготовке обеспечивается конструктивный, личностно-ориентированный характер управленческо-педагогического взаимодействия, прогрессируют общая и нравственно-правовая культуры руководителя ОУ.

Ключевые слова: конфликтная компетентность, нравственно-правовая культура, руководитель, образовательное учреждение, конструктивный характер, управленческо-педагогическое взаимодействие, конфликт.

Скачать (183,8 kB)

Инновационные процессы в современном образовании

Проектирование гуманитарного образования: некоторые аспекты проблемы

УДК 37.017.92 ББК 74.200.50

Волкова Н. В.

В статье автором сделана попытка представить концептуальный уровень проектирования. Данный уровень ориентирован на создание концепции объекта или на его прогностическое модельное представление (модель гуманитарного образования). Продукт, полученный на этом уровне, носит универсальный характер и может служить методологической основой для создания продуктов следующего уровня.

Педагогическое проектирование автор видит, как источник инновационных изменений образовательного пространства, основанных на научном исследовании, целеполагании, прогнозировании, конструировании, моделировании тех или иных объектов.

Ключевые слова: проектная деятельность, проектирование; гуманитарное образование, гуманитарная направленность, мотивация учения, инновации, инновационные изменения, образовательное пространство.

Скачать (143,4 kB)

Карта знаний как инструмент повышения качества обучения

УДК 378 ББК 343

Михайлова Е. К.

Дидактические отношения «учитель – изучаемый материал – ученик» тесно связаны с насущной проблемой обновления современного образования, касающейся повышения качества обучения. Регулируемая деятельность субъектов образовательного процесса (учителя и учеников), адаптация изучаемого материала, разработка инновационных средств обучения, анализ процесса и результатов образовательной деятельности субъектов – это те составляющие качественного обучения, которые способны решать острые вопросы образования.

Ключевые слова: субъект-объект-субъектные отношения, образовательная деятельность, «Карта Знаний», качество обучения, контроль, оценивание.

Скачать (196,1 kB)

Card of knowledge as a tool of educational quality increase

UDC 378 BBK 343

Mihailova E. K.

The main didactic relationships «teacher – materials under study – student» are closely connected with the most urgent problem of educational renovation that touches upon the educational quality increase. The regulated activity of the subjects of the educational process (teacher and students), adaptation of the materials under study, elaboration of the innovative training aids, analyses of the process and results of the educational activity are those components which are able to solve severe educational problems.

Key words: subject-object-subject relations, the educational activity, «Card of Knowledge», educational quality, monitoring, evaluation.

Download article in PDF (194,0 kB)

Актуальные вопросы профессиональной педагогики

Педагогическая модель формирования профессионально значимых коммуникативных умений у будущих работников общественного питания в системе среднего профессионального образования

УДК 377 ББК 74.56

Боровикова Ж. Н.

Автором предложена модель формирования профессионально значимых коммуникативных умений у будущего работника сферы обслуживания. Излагается функционирование этой модели.

Ключевые слова: модель; формирование; модельный подход; система; системный подход; профессионально значимые коммуникативные умения; учащиеся; среднее профессиональное образование.

Скачать (247,3 kB)

Подготовка будущих педагогов к инновационной деятельности: компетентностный подход

УДК 37.013.2 ББК 74.5

Гавриленко Л. С.

В данной статье представлен анализ базового понятия «компетентность» в связи с понятием «компетенция», дана их педагогическая и психологическая интерпретация, раскрыты структура и содержание компетентностного подхода при подготовке будущих учителей к инновационной деятельности.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, инновационная деятельность, инновация.

Скачать (165,2 kB)

Вопросы жизнетворчества личности студентов в образовательной среде колледжа

УДК 378.4 ББК 74.56

Крыжановская Е. С.

В статье рассматривается жизнетворчество как целенаправленное включение студентов колледжа в решение реальных проблем собственной жизни, основывающееся на осознании ими целей, ценностей и смысла своей жизни. Способность к жизнетворчеству рассматривается автором как важный компонент в подготовке нового поколения студентов среднего профессионального образования.

Ключевые слова: жизнетворчество; профессиональное становление; жизненный путь; социальная активность; социокультурная среда; гражданское сознание; субъектная позиция; социальное поведение.

Скачать (175,5 kB)

Развитие музыкально-эстетической направленности студентов педагогического вуза (отдельные аспекты проблемы)

УДК 378.14 ББК 74р

Федотова М. В.

В статье обосновывается необходимость развития музыкально-эстетической культуры студентов по направлению подготовки УГНС 050000 «Образование и педагогика», УГНС 440000 «Образование и педагогические науки». Представлены: теоретическое осмысление исследуемого процесса и составляющие структурные компоненты.

Ключевые слова: развитие, культура, музыкально-эстетическая культура, музыка, эстетика, эстетическое воспитание, музыкальное искусство, музыкально-эстетическое сознание.

Скачать (153,4 kB)

Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности в современном образовании

Роль полимодального восприятия в речевом развитии ребёнка

УДК 159.95+372.3/4 ББК 74.3я73+88.я73

Мурашова И. Ю.

В статье рассматривается связь между развитием полимодального восприятия и становлением речевой деятельности от рождения до семи лет, показано, насколько полимодальность восприятия влияет на речевое развитие дошкольника.

Ключевые слова: полимодальное восприятие, созревание сенсорно-перцептивных модальностей, речевое развитие ребёнка, недоразвитие речи, слухо-оптико-моторные связи, межмодальные взаимодействия, качество речевого развития.

Скачать (276,8 kB)

Сравнительная педагогика

Cоциокультурные особенности приёмной семьи (из опыта российско-германского проекта)

УДК 37.018 ББК 74.90

Маланина Ю. Н.

В статье исследован институт приёмной семьи, его культурантропологические, социально-экономические и национальные особенности; рассматриваются сходства и отличия формирования данного социального института в России и за рубежом.

Ключевые слова: социокультурные особенности; дети, оставшиеся без попечения родителей; приёмные родители; семейное воспитание; приёмная семья; патронажные семьи; фостерные семьи; детские деревни; социальные гостиницы.

Скачать (157,5 kB)

Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Актуализация проблем образовательной интеграции и осязаемость перемен

УДК 376.3 ББК 74.3

Тушева Е. С.

В статье раскрывается широкий спектр противоречий и нерешенных вопросов образовательной интеграции. Представлен анализ социально-образовательной ситуации с позиций инновации и государственной политики, характеризующих социальную значимость интеграционных процессов. Проведен анализ научно-практических достижений, определяющих российскую специфику встраивания системы специального образования в общее образовательное пространство. Рассматриваются вопросы профессионализации и перепрофилирования педагогов в условиях образовательной интеграции.

Ключевые слова: образовательная интеграция; проблемы; инновации; государственная политика; дети с ограниченными возможностями здоровья; достижения науки; практическая реализация; педагог общего образования; перепрофилирование.

Скачать (306,1 kB)

Внимание: опыт

Персонализированное образование: проблемы и перспективы

УДК 378 ББК 74.04

Вдовина С. Б.

В статье обозначены основные проблемы персонализированного образования студентов: адаптивное обучение на основе тестирования их знаний в реальном времени, применение симуляционных игр для развития креативности и приобретения навыков в принятии эффективных управленческих решений. Предлагаются способы решения данных проблем.

Ключевые слова: персонализированное образование, гуманизация, адаптивное обучение, тестирование, симуляционная игра, форсайт-проект.

Скачать (264,2 kB)

Условия организации профильного обучения в современной сельской школе

УДК 37.047 ББК 74.200.52

Вишленкова Е. Н.Кудрявцева Г. Ф.

В статье предоставлен опыт учебных заведений, расположенных в сельской местности, направленный на создание условий и возможностей для получения качественного профильного образования сельскими обучающимися.

Ключевые слова: профильное обучение, сельская школа, агроклассы, профилизация, профессиональная ориентация, образовательная программа, личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты, ФГОС.

Скачать (183,3 kB)

Гигиена, образование, здоровье

Информатизация как фактор изменения умственной работоспособности дошкольников

УДК 613.95/96 ББК 51.283

Ткачук Е. А.

Одним из актуальных аспектов современности является переход человечества к новому этапу развития − информационному обществу, которое оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности, в том числе и на здоровье детей, и является объективной реальностью.

За последнее десятилетие, в связи с ростом информатизации, исследователями отмечены: рост уровня агрессии и агрессивности, снижение интеллектуальных показателей, ухудшение психического здоровья, увеличение детей с проблемами поведения, гиперактивностью, невнимательностью, снижение умственной работоспособности.

В исследовании, на примере дошкольных образовательных учреждений г. Иркутска в условиях изменения уровня информатизации общества за период с 1998 г. по 2012 г., выявлены изменения в умственной работоспособности детей. Под наблюдением находилось 176 детей в возрасте от 5,5 до 6,5 лет в дошкольном учреждении центрального района г. Иркутска. Были сформированы 2 группы детей: I группа − дети, посещавшие детский сад в 1998 г. и II группа – дети, посещающие детский сад в 2012 г. Возрастные группы дошкольников соответствовали их календарному возрасту: от 5 лет 5 месяцев 30 дней до 6 лет 5 месяцев 30 дней. Исследование умственной работоспособности в пробе Анфилова выявило, что в изменяющихся условиях информатизации показатели работоспособности претерпевают значительные изменения. На современном этапе увеличивается скорость (р<0,05) и снижается качество (р<0,05) обработки информации. Итоговые показатели коэффициента продуктивности не изменяются. Среди мальчиков данная тенденция была выражена более ярко.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, информатизация общества, умственная работоспособность.

Скачать (167,7 kB)

Этнолингвистика

Тотемизм и внушение в словах соболезнований и некрологах

УДК 811.512.122'373.49

Алкебаева Д. А.Есимова Ж. Д.Акшалова Б. Н.

Смерть — одна из самых трудных реальностей жизни, которую рано или поздно должен принять каждый человек. Нам приходится выражать сочувствие тем, кто пережил горе, так, чтобы этот человек смог поскорее выйти из своего угнетенного состояния и вернуться к жизни. С древних времён казахи знали конкретную силу магических слов. Зная силу слова, они широко использовали её на практике, например, в соболезнованиях и некрологах.

Ключевые слова: табу, некролог, тотем, фольклор.

* Публикуется в авторской редакции.

Скачать (174,5 kB)

Золотые страницы истории

Золотые страницы истории

КРЮКОВОЙ ИРАИДЕ ГРИГОРЬЕВНЕ И БОЯРУНЦУ БРОНИСЛАВУ НИКОЛАЕВИЧУ ПОСВЯЩАЕТСЯ

Меркурьева Вера Брониславовна, Мелентьева Т. В., Невидимова Л. В., Завьялова Валентина Григорьевна, Соколова Надежда Павловна, Мельгунова (Соколова) Ольга, Биргит Хартигс (Берлин)

Скачать (391,8 kB)