№ 2, 2019
Слово к читателям
Уважаемые читатели и авторы публикаций, позвольте мне от имени Редакционного Совета и редколлегии международного информационно-аналитического журнала «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» открыть второй номер в 2019 году и поздравить уважаемого Олега Анатольевича Горбачева, члена редакционного Совета нашего журнала по направлению 05.00.00 – Технические науки с замечательным юбилеем!
Дар руководителя (об О. А. Горбачеве)
13 июня 2019 года исполняется 60 лет директору Иркутского филиала МГТУ ГА О. А. Горбачеву. В связи с 60-летием Олега Анатольевича, конечно, нельзя не отметить огромную его заслугу, большую и продуктивную роль в развитии и процветании Иркутского филиала МГТУ ГА.
Следует отметить, что именно в непростое время для российских вузов, период непрерывных реформ и модернизационных процессов в 2003 году Олег Анатольевич возглавил Иркутский филиал МГТУ ГА. Анализируя вышеназванный период с 2003 по 2019, период руководства филиалом вуза Горбачевым Олегом Анатольевичем, приходит осознание того, что благодаря профессионализму руководителя наш филиал не только выстоял, но и продолжает свое развитие.
Летательные аппараты, авиационные двигатели и методы их эксплуатации
УДК 629.5.03-843.8 ББК 74.5
В статье сформулированы общие подходы к формированию методики оценки остаточного ресурса длительно эксплуатируемых ТРДД на самолетах Гражданской Авиации с учетом реальных условий эксплуатации. На примере авиационного двигателя Д-436-148 со штатной программой управления выполнен анализ влияния величины радиальных зазоров в газовой турбине на темп исчерпания ресурса модуля ТРДД – газовой турбины. В качестве параметра, определяющего темп исчерпания ресурса газовой турбины, предлагается использовать долю повреждаемости рабочей лопатки на взлетном режиме.
Ключевые слова: ресурс газотурбинного двигателя, радиальные зазоры в газовой турбине, долговечность рабочих лопаток, ползучесть.
Скачать 447,8 kB
Транспорт
УДК 654.02 ББК 39.278
В статье рассматриваются существующие сети оперативно-технологической связи с применением IP-технологии, и анализируется эффективность их применения на железнодорожном транспорте в Акционерном обществе «Узбекистан темир йуллари» (АО «УТЙ»). Кроме того, представлены концептуальные основы технологии IP-телефонии по разработке эффективных методов передачи данных с помощью систем цифровой связи диспетчерского контроля в оперативном режиме, обеспечивающих непрерывность процесса управления движением поездов железнодорожного транспорта.
Ключевые слова: исследование, результат, железная дорога, IP-технологии, оперативно-технологическая связь, диспетчерская связь.
Скачать 247,8 kB
Литературоведение
УДК 82-121 ББК 80/84
В статье рассматриваются различные психодраматические приемы, использованные М. И. Цветаевой в лирической сатире «Крысолов». Автор обращает внимание на подчеркнутую диалогичность цветаевского текста, являющуюся попыткой побеседовать с самой собой. С этой целью Цветаева нарушает стилистическое единство, использует различные синтаксические маркеры и лексические окказионализмы. Отдельное внимание автор уделяет приемам персонификации неодушевленных предметов и перевоплощения. В конце статьи автор делает вывод о психодраматическом характере поэзии Цветаевой.
Ключевые слова: психодрама, диалогичность, раздвоение, действенность, ассоциативный хаос, синтаксические маркеры, окказионализмы, импровизация, персонификация, перевоплощение.
Скачать 241,3 kB
Лингвистика
УДК 811.11-112 ББК 81.2Нем
Целью статьи является анализ взаимосвязи синтаксиса и семантики парных именований в современном немецком языке. Автор описывает особенности и основные принципы структурной и семантической организации парных именований, используя семантико-синтаксический закон меризма, сформулированный в трудах Ю. М. Малиновича, в соответствии с которым в сочинительных синтаксических построениях находит отражение своеобразная иерархия представлений человека о внешнем мире во всем многообразии его проявлений.
Ключевые слова: парные именования, меризм, порядок слов, логика соотношения больших и малых величин.
Скачать 218,3 kB
Дискурс и текст: векторы исследования
УДК 81.42 ББК 81.2 Англ
В данной работе представлено исследование глаголов коммуникации в рамках англоязычного драматургического дискурса. Лингвосинергийные аспекты функционирования данных глаголов в драматургических произведениях англоязычных авторов раскрываются в двух плоскостях – диалогическом пространстве пьесы и авторских включениях. Именно благодаря синергийному потенциалу таких глаголов, эти две плоскости начинают активно взаимодействовать друг с другом.
Ключевые слова: драматургический дискурс, лингвосинергетический подход, глаголы коммуникации.
Скачать 233,5 kB
Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании
УДК 791.43 ББК 85.373(2)
Герменевтический анализ конкретного советского аудиовизуального медиатекста о школе и вузе на медиаобразовательных занятиях со студентами сделан в статье на примере киноленты «Баламут» (1978). Автор придерживался методологии герменевтического анализа медиатекстов, разработанных А. Силверблэтом [Silverblatt, 2001] и У.Эко [Эко, 2005], с опорой на ключевые понятия медиаобразования. Также приводятся примеры творческих заданий для реализации в студенческой аудитории.
Ключевые слова: медиаобразование, герменевтический анализ, кинематограф, СССР, игровой фильм, школа, вуз, студенты.
* Статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 17-18-01001 «Школа и вуз в зеркале советских, российских и западных аудиовизуальных медиатекстов», выполняемый в Ростовском государственном экономическом университете.
Скачать 515,7 kB
УДК 791.43 ББК 85.373(2)
Герменевтический анализ конкретного российского аудиовизуального медиатекста о школе и вузе на медиаобразовательных занятиях со студентами сделан автором на примере комедийного телесериала «Физрук» (2014-2016). Рассчитанные в основном на молодежную аудиторию телесериалы на тему школы и вуза имеют развлекательный характер и невысокую художественную ценность. Тем не менее, могут быть интересны для герменевтического анализа в студенческой аудитории в историческом, идеологическом, социокультурном и др. контекстах.
Ключевые слова: герменевтический анализ, медиаобразование, студент, школьник, школа, вуз, педагог, медиатекст, телесериал.
* Статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 17-18-01001 «Школа и вуз в зеркале советских, российских и западных аудиовизуальных медиатекстов», выполняемый в Ростовском государственном экономическом университете.
Скачать 337,7 kB
УДК 004:[316.3:008] ББК 74.58:73
В статье рассматривается проблема использования аудиовизуальных медиатекстов о школе и вузе в медиаобразовательном процессе на примере интернета. Анализ отечественного и зарубежного практического опыта применения аудиовизуальных медиатекстов показывает, что медиаобразование на материале интернета должно способствовать формированию у учащихся «скептического» отношения к онлайн контенту на основе критического анализа аудиовизуальных текстов.
Ключевые слова: медиаобразование, медиатекст, школа, вуз, интернет, аудиовизуальный текст, вебсайт, онлайн контент, «вирусное» видео, медиапроект.
*Статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 17-18-01001 «Школа и вуз в зеркале советских, российских и западных аудиовизуальных медиатекстов», выполняемый в Ростовском государственном экономическом университете. Руководитель проекта – А. В. Федоров.
Скачать 265,2 kB
УДК 37.013.43 ББК 74.03(2)
В статье изучены основные изменения, произошедшие в годы «перестройки», оказавшие существенное влияние на современное медиаобразование в России, они позволили расширить методологические основы медиапедагогики. Такая трансформация методологической базы опиралась на существовавшие объективные предпосылки: практические результаты зачастую опережали теоретические основы; выход СССР из изоляции по отношению к исследованиям Запада. Изменения, заложенные в годы «перестройки», стали основой для современного медиаобразования в нашей стране.
Ключевые слова: реформы, история, методология, СССР, медиаобразование, медиапедагоги, «перестройка».
*Статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Проект № 19-013-00597 «Трансформационные процессы в отечественном медиаобразовании периода «перестройки», выполняемый в Ростовском государственном экономическом университете. Руководитель проекта – Е. В. Мурюкина.
Скачать 195,6 kB
УДК 004:[316.3:008] ББК 74.58:73 Ч 411
В статье рассматриваются медиаобразовательные возможности аудиовизуальных медиатекстов на школьную и студенческую тему. С этой целью в статье представлен обзор научных публикаций по исследуемой проблеме, результаты научных трудов по методике и технологии медиаобразования. В основу проведенного анализа легли научные труды К. Бэзэлгэт, А. Силверблэта, У. Эко с опорой на ключевые понятия медиаобразования: «медийные агентства» (media agencies), «категории медиа/медиатекстов» (media/media text categories), «медийные технологии» (media technologies), «языки медиа» (media languages), «медийные репрезентации» (media representations), «медийные аудитории» (media audiences).
В исследовании представлены практические аспекты организации медиаобразовательных занятий, включая литературно-аналитические, имитационно-творческие; театрализованно-ролевых творческих заданий на материале аудиовизуальных медиатекстов на тему школы и вуза.
Ключевые слова: герменевтический анализ, аудиовизуальный медиатекст, методика и технология медиаобразования, студенты, школьники.
*Статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 17-18-01001 «Школа и вуз в зеркале советских, российских и западных аудиовизуальных медиатекстов», выполняемый в Ростовском государственном экономическом университете.
Скачать 290,5 kB
УДК 378.184 ББК 74.4
В статье рассматриваются риски современного медиапространства в контексте формирования межэтнической толерантности современной молодежи. Автором представлен анализ современной социокультурной ситуации с точки зрения использования возможностей медиаобразования для развития межнациональной культуры студентов.
Ключевые слова: межэтническая толерантность, студенческая молодежь, медиакультура, медиаобразование, медиатекст.
*Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00030 «Отражение проблемы межэтнической толерантности студенческой молодежи в российском и англоязычном медиаобразовании постсоветского периода (1992-2020)», выполняемого в Ростовском государственном экономическом университете. Руководитель проекта – кандидат педагогических наук, доцент И. В. Челышева.
Скачать 251,9 kB
Образовательная политика
УДК 374 ББК 74.200:587
Рассматриваются два аспекта правового регулирования дополнительного образования детей в России: государственные обязательства и направленность программ дополнительного образования детей. Анализируется правоприменительная практика деятельности субъектов федерации и органов местного самоуправления по организации дополнительного образования детей. Формулируются существующие проблемы и предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, государственные гарантии, направленность программ дополнительного образования детей.
Скачать 258,2 kB
Методология и теория педагогики
УДК 379.8 ББК 77.0
Статья посвящена характеристике методологических подходов к социально-культурному проектированию. Даются определения терминов «проект», «проектирование», «социально-культурное проектирование», раскрываются сущность и особенности этих явлений. Раскрываются такие методологические подходы к социально-культурному проектированию, как системный, деятельностный, ситуационный, проблемный (прогнозный), объектно-ориентированный и субъектно-ориентированный, антропологический, аксиологический подходы, принцип детерминизма, дополнительности.
Ключевые слова: социально-культурная сфера, проект, проектирование, социально-культурное проектирование, методологические подходы, методологические принципы.
Скачать 212,7 kB
Сравнительная педагогика
УДК 372.853. (575.2)(043.3) ББК 74.04(3)
В статье представлены важные организационно-педагогические условия (необходимые и достаточные), которые обеспечивают стойкое реформирование системы среднего общего образования в Кыргызстане. Автором используется компетентностный подход к рассмотрению педагогических явлений, выявлена специфика, как инновационной деятельности, так и готовности к ней учителя сельской школы. Дан краткий обзор современного состояния системы среднего общего образования в Кыргызской Республике.
Ключевые слова: инновация, новая парадигма, образовательный стандарт, компетентность, концепция, технология образования, образовательная база, образовательная среда, традиционный урок, факторы.
Скачать 219,9 kB
Актуальные вопросы профессиональной педагогики
УДК 35.08 ББК 74.40
В представленной статье авторским коллективом представлены результаты исследования, направленного на изучение образовательных потребностей граждан Российской Федерации, проживающих на территории Владимирской области. Основной гипотезой становится гипотеза о необходимости деформации системы дополнительного профессионального образования. В качестве рационального решения представлен комплекс мер, направленных на прорывное развитие системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, непрерывное образование.
Скачать 191,5 kB
УДК 378.2 ББК 74.58 Ц 349
В статье проанализированы различные подходы к трактовке понятия имидж. Охарактеризованы исследования, посвященные феномену имиджа (субстанциональный статус) и рассматривающие процесс его формирования (процессуальный онтологический статус). Подчеркивается необходимость вывода научных исследований в прикладную плоскость для поиска средств и ресурсов конструирования положительного образа социального педагога/социального работника в России.
Ключевые слова: имидж, образ, профессиональный имидж, социальный педагог, социальный работник, имиджелогия, социально-педагогическая деятельность.
Скачать 254,1 kB
Начальное образование: теория и практика
УДК 82 (571.54) ББК 83.3 (2 Рос. Бур) С 57
В статье рассматриваются критерии литературного развития и уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста на уроках литературного чтения на бурятском языке.
Ключевые слова: начальная школа, младший школьник, критерии литературного развития на бурятском языке, уровни восприятия художественного произведения.
Скачать 221,7 kB
Вопросы философии
УДК 177 ББК 87.7
В статье рассматриваются функциональные особенности диалектики и её роль в становлении и развитии содержания совести. Автор обосновывает необходимость культуры совести в жизни общества и личности, как культурно- нравственную ценность.
Ключевые слова: диалектика, диалектика совести, совесть, культура совести.
Скачать 206,9 kB
Государство и право
УДК 343 ББК 67.408
Настоящая статья посвящена историко-правовому анализу существования и развития свидетельских показаний как одного из видов доказательств в уголовном праве России прошлых столетий. Автор отмечает, что о правах и обязанностях свидетелей законодатель упоминает как в XVIII, так и в XIX веках. Тем не менее, объем свидетельских прав и обязанностей в русском уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве XVIII и XIX веков был различным. Более подробная их регламентация связана, по мнению автора, с развитием русского права.
Ключевые слова: уголовное право, свидетель, уголовный процесс, история уголовного права.
Скачать 192,9 kB
Дебют в науке
УДК 811.161.1 ББК 81.006 К 592
В работе исследуются эргонимы магазинов женской одежды. Авторы задаются вопросом, чем обусловлен выбор слова при создании эргонима, и насколько этот выбор эффективен. Отмечается популярность иноязычных эргонимов в этой сфере нейминга (деятельности по разработке названия для товара или организации). Привлекательность собранных эргонимов проверяется экспериментом (опросом мнений представителей молодежной аудитории). Делается вывод о популярности в молодежной среде эргонимов – транслитерированных русских слов и названий иноязычного происхождения, однако не любых, а наиболее понятных, не нуждающихся в глубоком знании языков-источников.
Ключевые слова: эргонимы, транслитерированные эргонимы, лингвокреативные средства.
Скачать 205,7 kB
УДК 811.13 ББК 81.471.1
Статья посвящена энциклопедии Le petit Larousse des enfants de 0 à 3 ans, выпущенной знаменитым французским издательством Librairie Larousse. В статье описывается структура данной энциклопедии, также освещаются ее разделы. Внимание уделяется анализу предисловия как ориентирующему разделу издания, где содержится информация об адресате и ключевой цели создания этой книги.
Ключевые слова: энциклопедия, Ларусс, предисловие, родители, ребенок.
Скачать 1,2 MB
События» или Коммуникационные процессы в профессиональной деятельности
УДК 373.24 ББК 74.58:73
В статье представлен опыт участия медиапедагога из России в осенней школе «Критическое осмысление истории – усиление демократии», организованной Moldova Institute Leipzig и Министерством иностранных дел Германии (Auswärtiges Amt). Участие в осенней школе позволило автору реализовать ряд научных интересов: определить современные тенденции в понимании вопросов Холокоста исследователей из Германии, Колумбии, Украины, Молдовы, Беларуси и России; узнать какие медиасредства ис-пользуют учителя из разных стран на уроках, посвященных Второй мировой войне; расширить знания и умения в понимании, интерпретации исторических фактов советского прошлого, в том числе через анализ медийного контента.
Ключевые слова: история, медиаконтент, учебники, школьники, историки.
Скачать 2,6 MB