№2, 2015
Эхо Победы
Уважаемые читатели, Вашему вниманию предлагается письмо из Германии из частной переписки одного из наших сотрудников. Мы опустили имена в самом письме и его переводе. Почему? Думается, Вы поймете это из текста письма. Столь критические высказывания о своем правительстве небезопасны. Нам же хотелось, чтобы читатели знали, в Германии есть и такие люди, и такое отношение ко Дню Великой Победы. Добавим, что это письмо написано в ответ на информацию про БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК (в том числе и видео этой акции из Москвы 9 мая). Это письмо – ответ на вопрос, были ли показаны хотя бы фрагменты данной акции в ФРГ.
главный редактор МИАЖ «Crede Experto»
кандидат педагогических наук, доцент
Л. А. Иванова
Скачать (202,5 kB)
Глоттогенез
Важнейшие гипотезы о происхождении языка
УДК 81.00 ББК Ш141.01.2973
В статье представлен критический анализ гипотез о происхождении языка – как старых (звукосимволической, звукоподражательной, междометной, трудовой), так и новых (Н. Хомского, Т. Гивона, Н. Масатаки, Т. Дикона, Р. Данбара).
Ключевые слова: происхождение языка, звукосимволическая гипотеза, звукоподражательная гипотеза, междометная гипотеза, трудовая гипотеза.
Скачать (577,4 kB)
Проблема происхождения языка в философии универсального эволюционизма
УДК 81.00 ББК Ш141.01.2973
Статья посвящена анализу взглядов универсальных эволюционистов на проблему происхождения языка – Демокрита, Лукреция, Ж. де Ламетри, В. фон Гумбольдта, Г. Спенсера и Г. Фоллмера.
Ключевые слова: универсальная эволюция, эволюционная лингвистика, глоттогенез, Демокрит, Лукреций, Ж. де Ламетри, И. Гердер, В. Гумбольдт, Г. Спенсер, Г. Фоллмер.
Скачать (475,6 kB)
Лингвистика
Материнское общение в регистре «взрослый – взрослый» (на материале родительских форумов)
УДК 81'272 ББК 81.0
Андриянова О. В., Колмогорова А. В.
В данной статье рассматриваются особенности материнского общения в регистре «взрослый ‒ взрослый» в рамках интернет-форума для молодых матерей. В статье представлены результаты анализа постов в специализированных тематических форумах, на которых матери обсуждают здоровье и развитие своих малышей. Выявляются морфологические и лексические особенности материнского «диалекта», его основные тематические сферы.
Ключевые слова: интернет-форум, материнский «диалект», социолект, вербальные особенности, паравербальные средства, тематические сферы.
Скачать (602,1 kB)
Англицизмы в немецком молодёжном сленге
УДК 801.3:001.4 ББК 81.002.1
Краткое содержание/обзор: В данной работе мы рассмотрим тему "Англицизмы в немецком молодежном сленге". При этом будут представлены общие размышления по происхождению, характерным чертам и лингвистическому статусу молодёжного сленга. Уже в середине 18 века существовали научные труды, посвящённые молодёжному сленгу, который в действительности, появился намного раньше. Характерными особенностями данного сленга являются протест, ограниченность, "надежность" (достоверность), игривость и лингвистическая инновация, эмоциональный и коммуникативно-экономический аспект. Что касается статуса молодёжного сленга, можно утверждать, что его лексика относится к просторечной и не соответствует языковым нормам немецкого языка. Работа заканчивается приложением, в котором содержатся актуальные англицизмы, взятые из книги Германа Эмана "Супер. Самый полный словарь молодежного сленга" (2005).
Ключевые слова: молодые носители языка (социальная группа), нонконформизм, протест, эмоции, надежность (достоверность), просторечие, инновации, игривость, заимствования из британского и американского вариантов английского языка, языковая экономия и эффективная коммуникация.
* Переработанный вариант доклада на научной конференции "Антропологическая лингвистика" в "Волгоградском социально-педагогическом колледже" от 31 октября 2006 года.
Скачать (405,8 kB)
ANGLIZISMEN IN DER DEUTSCHEN JUGENDSPRACHE*
Zusammenfassung / Überblick: Im Folgenden soll ein kurzer Blick auf die Anglizismen in der Sprache der deutschen Jugend geworfen werden. Dabei sollen einige Überlegungen allgemeiner Art zum Ursprung, Charakteristika und Status der Jugendsprache angestellt werden. Schon seit Mitte des 18. Jahrhunderts gibt es Abhandlungen zur Studentensprache, die mit Sicherheit noch wesentlich älter ist. Was den Charakter angeht, so ist der Protestaspekt, der Abgrenzungsaspekt, der Aspekt der 'Credibility' (Glaubwürdigkeit), der Spiel- und Innovationsaspekt, der affektiv-emotionale Aspekt und der kommunikativ-ökonomische Aspekt von Belang. Zum Status der Jugendsprache ist zu sagen, dass sie zum Substandard gehören müsse, da sie bewusst gegen die Regeln der Hochsprache verstößt. Die Ausführungen schließen mit einem Anhang, der eine Auswahl aktueller Anglizismen enthält. Diese sind dem Büchlein Hermann Ehmann, Endgeil. Das voll korrekte Lexikon der Jugendsprache (2005) entnommen.
Schlüsselwörter: junge Sprachträger (gesellschaftliche Gruppe), Nonkonformismus, Protest, Emotionen, Credibility (Glaubwürdigkeit), Substandard, Innovation, bunte Sprachspielerei, Entlehnungen aus dem britischen und amerikanischen Englisch, sprachliche Ökonomie und effektive Kommunikation.
* Ueberarbeitete Version eines Beitrags zur wissenschaftlichen Konferenz 'Anthropologische Linguistik' an dem Wolgograder 'Sozial-Paedagogischen College' am 31. Oktober 2006.
Графическая интерференция
УДК 808.2 ББК 81.2Рус-я73
Статья посвящена рассмотрению сложного психолингвистического явления – графической интерференции на материале ошибок, совершаемых иностранцами при составлении письменных текстов на русском языке. Материалы статьи могут быть использованы в процессе обучения русскому языку иностранных учащихся.
Ключевые слова: языковая интерференция, графическая интерференция, алфавит, графема, графология.
Скачать (438,9 kB)
Лингвистика. Анализ текста
Лингвистический анализ художественного текста
УДК 82:81 ББК 83.3(2Рос=Рус)6+81.2Нем
В данной статье дан образец лингвистического анализа текста стиля художественной литературы. Показывается взаимозависимость языковой и содержательной сторон отрывка.
Ключевые слова: стиль художественной литературы, снятие трудностей, речевой портрет иностранца, основная мысль, повествование от первого лица, антропоцентры художественного текста.
* Данный доклад был прочитан на Круглом столе на XI съезде Российского Союза Германистов в г. Казани в ноябре 2013 г.
Скачать (1,1 MB)
На перекрёстке мнений
Взаимоотношение учителя и ученика
УДК 37.08 ББК 80
В древности существовала тенденция в обучении, которая означала «свободу от принуждения». Было ясно и тогда и сейчас, что отношения учителя и ученика находятся на личностном уровне. И учебный процесс всегда содержит эмоциональное измерение. Ученые отмечают, что мать является для ребенка лучшим учителем и ребенок обучается сначала в семейном кругу. И сегодня для учеников лучшим выбором являются маленькие школы, которые управляются педагогами, а не идеологией и политиками.
Ключевые слова: школа, учитель, образование, принуждение, отношение, неуспевающий ученик, родители
Скачать (246,6 kB)
DAS VERHÄLTNIS VON LEHRER UND SCHÜLER
Zusammenfassung: Im Altertum gab es eine Tendenz der Ausbildung, die die Freiheit von Zwang bezeichnete. Es war und ist bekannt, dass das Verhältnis von Lehrer und Schüler auf der „personalen“ Ebene liegt. Und der Lernprozess enthält immer eine „emotionale“ Dimension. Die Wissenschaftler bemerken, dass die Mutter die beste Lehrerin ist und dass das Kind zuerst in der Familie lernt. Und heutzutage ist es besser für die Schüler, in den kleinen Schulen zu lernen, die nicht von Ideologen und Politikern, sondern von Pädagogen geleitet werden.
Schlüsselwörter: Schule, Lehrer, Bildung, Zwang, Verhältnis, Schulversager, Eltern
Страницы истории
Демографические процессы в Восточной Сибири в период 1960 г.− 1980-х гг.
УДК 94(571.5):314.17 ББК 63.60.74
Анализируется исторический опыт формирования населения Восточной Сибири. Исследованы причины урбанизации. Автор приходит к выводу, что рост численности населения в городах Восточной Сибири был связан со строительством крупных энергетических и промышленных объектов. При рассмотрении демографических процессов в Восточной Сибири проводится анализ источников пополнения населения, форм комплектования трудовых коллективов. На основе статистических данных можно оценить демографическую ситуацию в Восточной Сибири в исследуемый период. Делается акцент на необходимость изучения и использования исторического опыта для современной практики.
Ключевые слова: молодёжь, урбанизация, создание индустриальных центров.
Скачать (241,3 kB)
Сравнительная педагогика
Профессиональное педагогическое образование в Бельгии
УДК 37.013.74(493)(045) ББК 74.4(4Бел)
В статье раскрываются особенности развития современного педагогического образования в Бельгии. Сопоставлены структура и содержание педагогического образования во Фламандском и Французском языково-лингвистических сообществах.
Ключевые слова: педагогическое образование, структура и содержание педагогического образования, языково-культурные сообщества.
Скачать (434,1 kB)
Идейные предпосылки этнокультурного и поликультурного образования казахской и немецкой педагогики
УДК 378:37.013 ББК Ч33(0)я73-1
Ускенбаева С. Т., Кабенова Д. М.
В статье затрагивается проблема современного поликультурного мира, этнопедагогизации современной казахстанской системы образования, в основе которой лежат традиции гуманной народной педагогики. Значимость этнокультурного и поликультурного образования освещается с позиций сравнительной педагогики.
Ключевые слова: народная педагогика, этнопедагогика, этнопедагогизация образования, поликультурное образование, этнокультурное образование, сравнительная педагогика.
Скачать (419,0 kB)
Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании
Формирование медиаобразованности школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов
УДК 373.1 ББК 74.2
Статья посвящена проблеме формирования медиаобразованности школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов.
Ключевые слова: медиа, медиаобразование, медиаобразованность, информационное общество, критическое мышление, СМК, ФГОС.
Скачать (512,6 kB)
Исследование сущности и понятия «медиаобразованность младшего школьника» как цели медиаобразования в контексте ФГОС НОО
УДК 004:[316.3:008] ББК 74.58:73
Данная статья посвящена сущности понятия «медиаобразованность младшего школьника» как конечной цели медиаобразования. Определена структура искомой характеристики, выделены компоненты, критерии, уровни и показатели сформированности медиаобразованности младшего школьника в образовательной организации.
Ключевые слова: информационное общество, медиа, медиаобразование, младший школьник, медиаобразованность, структура медиаобразованности.
Скачать (469,4 kB)
Опыт синтеза медиакритики и медиаобразования в Финляндии
УДК 004:[316.3:008] ББК 74.58:73
Статья посвящена изучению синтеза медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в Финляндии. Нами освещена история развития медиакритики и медиаобразования, проанализированы основные функции, подходы, виды медиакритики. В публикации представлены концепции ведущих медиакритиков и медиапедагогов Финляндии, определены основные направления, формы медиаобразования, синтезирующего медиакритику.
Ключевые слова: медиаобразование, медиакритика, синтез, школьники, студенты, медиаграмотность, медиатекст, Финляндия.
* статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 14-18-00014 «Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов», выполняемый в Таганрогском государственном институте управления и экономики.
Скачать (441,9 kB)
Опосредованное общение как средство формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности
УДК 372.881.111.1 ББК 74.58:73
В статье предпринята попытка теоретического рассмотрения возможностей опосредованного или медиатизированного общения в формировании медиакомпетентности вторичной языковой личности. Предложен принципиально новый подход к опосредованному общению на современном этапе информатизации общества, в котором описанный феномен выступает как средство медиаобразования и средство обучения иностранному языку.
Ключевые слова: опосредованное (медиатизированное) общение; медиакомпетентность вторичной языковой личности; медиаобразование; иностранный язык; средство обучения.
Скачать (Не правильный ID.)
Исследование и интерпретация медиатекстов в практике российской и британской медиапедагогики*
УДК 316.77:001.8 ББК С55.325.1:С55.57
* Статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ «Стратегии современного британского медиаобразования и его влияние на российскую медиапедагогику», проект № 13-36-01001. Руководитель проекта – И. В. Челышева
Статья посвящена анализу основных тенденций и перспектив анализа и интерпретации произведений медиакультуры. Автором рассматриваются основные положения анализа медиатекста, характерные для отечественного и британского медиаобразования.
Ключевые слова: медиа, медиакультура, медиаобразование, анализ медиатекста, формы и методы медиаобразования.
Скачать (258,6 kB)
Актуальные вопросы профессиональной педагогики
О мотивах совершения преступлений лицами, получающими общее или среднее профессиональное образование
УДК 343.918.2 ББК 67.518.0
В статье рассматривается проблема установления мотивов совершения преступлений, имеющих место в нашей стране, такой категорией граждан, как несовершеннолетние обучающиеся. Изучение мотивов совершения обучающимися противоправных деяний позволяет в дальнейшем разрабатывать комплексные программы по предупреждению преступлений, совершаемых представителями обучающейся молодёжи.
Ключевые слова: преступность, преступность несовершеннолетних, мотивы преступления, обучающиеся, противоправные деяния, профилактика преступности
Скачать (364,8 kB)
Проблемы и практика инженерного образования
Методические аспекты использования компьютерных технологий при организации самоконтроля знаний
УДК 004.588 ББК 74.5
Караваев Ю. А., Ходацкий С. А.
В статье приведены методические аспекты организации самоконтроля знаний по дисциплине «Конструкция и прочность двигателей» при изучении системы топливопитания авиационного двигателя Д-30КП. На основе представленных в статье иллюстративных материалов раскрывается методическая поддержка электронной базы данных, которая и обеспечивает повышение учебно-познавательной деятельности студентов при самоконтроле знаний.
Ключевые слова: виды контроля знаний, самоконтроль, компьютерные технологии обучения, мультимедиа технологии.
Скачать (508,4 kB)
Агробизнесобразование — устойчивое развитие сельских территорий Иркутской области
Формирование агробизнес-компетенций личности на сельских территориях Иркутской области (к постановке проблемы)
УДК 372.853(075.8) ББК 74.2
В статье рассмотрена проблема формирования агробизнес-компетенций личности в соответствии с Концепцией развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года, утверждённой приказом Министерства образования Иркутской области и Министерства сельского хозяйства Иркутской области от 18 июля 2014 года № 85-мпр/61-мпр.
Ключевые слова: агробизнес-образование, агробизнес-компетенция, непрерывное образование, развитие села, воспитание, обучение, образовательные стандарты, личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты.
Скачать (197,0 kB)
Экономика
Исследование возможностей инвестиционной деятельности на региональном рынке жилой и коммерческой недвижимости (на примере Иркутской области)
УДК 339.94 ББК 65.012.4
Ямщикова И. В., Казарина В. В.
В работе проведён анализ современных исследований рынка коммерческой недвижимости. Рассмотрены общие закономерности, социально-экономические характеристики, особенности развития рынка жилой и коммерческой недвижимости в Иркутской области.
Представлен анализ современного состояния жилищного фонда и объектов коммерческой недвижимости в городе Иркутске. Рассмотрена реализация государственных программ Иркутской области в сфере жилищно-коммунального строительства в 2013−2014 гг. Доказана низкая инвестиционная привлекательность строительной отрасли. Определено направление совершенствования имеющегося механизма привлечения инвесторов на рынок коммерческой недвижимости, механизма для эффективного взаимодействия государственных структур с инвесторами.
Разработан и представлен анализ классификаций нежилых помещений. Выделены виды торговой коммерческой недвижимости. Рассмотрены возможности инвестирования средств в такие объекты, как нежилые помещения, на примере Иркутской области.
Ключевые слова: инвестиционный рынок, развитие рынка, рынок коммерческой недвижимости, классификация коммерческой недвижимости, модель взаимодействия инвесторов.
Скачать (200,3 kB)
События
Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков с проявлениями одарённости
08 апреля 2015 года на заседании диссертационного совета Д 850.007.06 на базе ГБОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» состоялась защита диссертации Казариной Веры Викторовны «Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков с проявлениями одарённости» на соискание учёной степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования...
УДК 378.147-056.45 ББК 74.57
Статья представляет результаты исследования, связанного с разработкой модели педагогического сопровождения развития социальной компетентности подростков с проявлениями одарённости. Исследование ориентировано не столько на развитие и выявление проявлений одарённости у детей и подростков, сколько на реализацию их способностей в каком-либо виде деятельности. Актуальность данного эксперимента определяется тем, что вовлечение талантливой молодёжи в социальную практику, информирование её о потенциальных возможностях развития, поддержка созидательной активности одарённых подростков определяются как приоритетные направления государственной молодёжной политики в Российской Федерации. В общем образовании решение этих задач связано с развитием социальной компетентности подростков с проявлениями одарённости.
Ключевые слова: подростки с проявлениями одарённости, развитие социальной компетентности, педагогическое сопровождение.
Скачать (1,1 MB)
Материалы конференций
В разделе представлены материалы региональной научно-практической конференции обучающихся «Молодёжь: шаги в науку», которая прошла в ГБПОУ ИО «Иркутский колледж автомобильного транспорта и дорожного строительства» 27 мая 2015 г.
Работа политической полиции по борьбе с революционной агитацией нелегальных социалистических партий в г. Иркутске в 1905 г.
УДК 340(09) ББК 67.3
В статье, на основе неопубликованных исторических источников из фондов Государственного архива Иркутской области, анализируется борьба политической полиции с агитационной деятельностью социалистических партий в Иркутске. Освещаются основные методы работы полицейских, а также проблемы, возникающие в процессе антиагитационной деятельности полицейских структур.
Ключевые слова: политическая полиция, политические партии, Российская социал-демократическая рабочая партия, Партия социалистов-революционеров, агитация, листовка, прокламация, агентура.
Скачать (209,4 kB)
Синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым в школьных учебниках
УДК 80 ББК 81
Савельева Д. В., Лапшина Е. А.
В статье рассматривается вопрос о синтаксической связи, формирующейся в двусоставном предложении между подлежащим и сказуемым, выявляются отличия синтаксической связи от теории, которая рассматривается в школьных учебниках.
Ключевые слова: синтаксическая связь, подлежащее, сказуемое, грамматическая координация.
Скачать (428,9 kB)
Оценка качества подготовки будущего мастера производственного обучения в соответствии с современными требованиями (из опыта работы ГБПОУ ИО «ИКАТ ИДС»)
УДК 378 ББК 74.5
Никитина Е. А., Капичникова И. Ю.
Переход на ФГОС СПО, ориентированный на выработку у студентов компетенций привел к сосредоточению внимания ученых, методологов и практиков на оценке качества образования, поиске новых процедур оценивания в соответствии с современными требованиями. В статье представлен опыт апробации «Карты оценки развития у студентов общих и профессиональных компетенций» в ГБПОУ ИО «ИКАТиДС».
Ключевые слова: оценка качества, компетентностный подход, среднее профессиональное образование, общие компетенции, профессиональные компетенции, мастер производственного обучения.
Скачать (542,8 kB)Роман-антиутопия: типологический аспект (на примере романа «Дивергент»)
УДК 82-9 ББК 80
Статья посвящена проблеме романов-антиутопий в контексте современной культуры. Кратко обозначены предпосылки зарождения данного жанра, вызванные определёнными социально-экономическими процессами. На основе анализа теоретических источников авторы выделяют признаки, которые присущи всем произведениям данного жанра – это позволяет интерпретировать роман «Дивергент» как «роман-антиутопия».
Ключевые слова: жанр, роман-антиутопия, утопия, стандарт жанра, общественное развитие.
Скачать (263,9 kB)