№ 3, 2020

Летательные аппараты, авиационные двигатели и методы их эксплуатации

УДК 621.45.022 ББК 39.55

Скоробогатов С. В.

Требования, предъявляемые к авиационному двигателю в целом, в значительной степени определяются процессами, протекающими в камере сгорания (КС). Поскольку обоснование номенклатуры эксплуатационных требований базируется на закономерностях влияния целого комплекса параметров, необходимо провести факторный анализ процессов, протекающих в исследуемой КС, с целью выявления данных закономерностей как в условиях отсутствия теплового воздействия на кинетику потока, так и при наличии данного воздействия при сжигании топлива. Для этого необходимо выстроить целостную систему формирования внешнего облика объекта исследования, что, в свою очередь, подразумевает его фрагментацию на отдельные локации и детальную проработку структурной схемы КС по частям. Затем результаты от отдельных частей согласуют и объединяют в единую систему уже для целостной конфигурации объекта исследования, которая подвергается факторному анализу в ходе  расчётов. Факторный анализ как промежуточных, так и конечных результатов оптимизации по выделенным критериям позволяет обосновать перечень эксплуатационных требований, учёт которых обеспечит заданный уровень моделируемых процессов. В данной статье выполнен факторный анализ процессов, протекающих во входной части камеры сгорания с поперечной системой вихреобразования (КСПСВ).

Ключевые слова: камера сгорания, авиационный газотурбинный двигатель, эксплуатационные требования, обоснование требований, факторный анализ.

Скачать 2,4 MB

УДК 621.45.022 ББК 39.55

Скоробогатов С. В.

Проектирование и производство авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и их компонентов – это крайне масштабный, комплексный процесс. По мере развития отдельных отраслей науки, внедрения технических новшеств и получения от их использования обратной связи происходит планомерное усложнение конструкторско-производственной цепочки. Это усложнение, с одной стороны, обеспечивает возможность совершенствования изделия за счёт воплощения в его конструкции новых идей и подходов, с другой – повышает наукоёмкость данной отрасли и увеличивает стоимость конечного изделия. Необходимость в совершенствовании изделия, в свою очередь, диктуется системой обеспечения и поддержания лётной годности воздушных судов (ВС), стандарты которой также совершенствуются с течением времени.

Ключевые слова: камера сгорания, авиационный газотурбинный двигатель, эксплуатационные требования, метод обоснования требований, лётная годность воздушных судов.

Скачать 2,8 MB

Авионика, авиационные электросистемы, пилотажно-навигационные комплексы и методы их эксплуатации

УДК 681.518.3 ББК 32.965.07

Брусникин П. М.

Дудкин С. О.

Неретин Е. С.

В работе проведен анализ концепций авионики, принципов создания комплексов бортового радиоэлектронного оборудования и существующих аналогов бортовых систем технического обслуживания (БСТО). Предложена архитектура БСТО, входящего в нее функционального программного обеспечения и аппаратной части для гражданских воздушных судов. Разработанная на базе интегрированной модульной авионики (ИМА) БСТО позволит разгрузить кабельную сеть самолета, повысит надежность системы в целом, а также упростит работу с БСТО техническому персоналу в наземной фазе техобслуживания.

Ключевые слова: гражданский самолёт, интегрированная модульная авионика, бортовая система технического обслуживания, распределенная архитектура, бортовое радиоэлектронное оборудование.

Скачать 307,0 kB

УДК 519.8 ББК ББК 32.965.07

Литуев Н. А.

Савельев А. С.

Неретин Е. С.

В данной работе проведен анализ применения методов модельно-ориентированного проектирования при валидации требований по отказобезопасности комплексной системы управления перспективного российского гражданского авиалайнера. Обоснована критичность корректного проведения оценки функциональных опасностей. Рассмотрен процесс валидации требований с помощью модельно-ориентированного проектирования. Описано техническое и программное обеспечение, необходимое для выполнения данной задачи. Рассмотрена структура используемой комплексной математической модели и интерфейсы взаимодействия с человеком.

Ключевые слова: модельно-ориентированное проектирование, системы управления, безопасность полетов, валидация требований.

Скачать 292,5 kB

УДК 681.518.3 ББК 39.56

Будков А. С.

Неретин Е. С.

Работа посвящена анализу проблем при выполнении маршрутов четырёхмерной навигации в гражданской авиации, а также разработке архитектуры системы поддержки принятия решения для упрощения процессов выполнения процедур при производстве полётов в чрезвычайных ситуациях. Разработанная архитектура позволяет обеспечить экипаж необходимой информацией в условиях сложной метеорологической обстановки, а также конфликтных ситуациях с другими участниками воздушного движения.

Ключевые слова: гражданский самолёт, интегрированная модульная авионика, система самолётовождения, четырёхмерная навигация, система поддержки принятия решения.

Скачать 241,3 kB

Дискурс и текст: векторы исследования

УДК 81.42 ББК 81.2Англ

Кривченко И.Б.

Мустафаева Л.П.

В данной работе в фокусе внимания оказалась косвенная оценка и языковые средства ее воплощения в англоязычном политическом дискурсе на современном этапе его развития. Рассматривается эмоционально-оценочная лексика, частотная для публичных выступлений американских и британских политиков современности, применяемые ими стилистические средства, призванные выразить оценку, а также востребованные коммуникативные стратегии и тактики, обладающие оценочным компонентом. Авторы приходят к выводу, что именно средства выражения косвенной оценки являются наиболее востребованными в современной политической коммуникации на английском языке.

Ключевые слова: политический дискурс, политическая речь, оценка, косвенная оценка, языковые средства оценки.

Скачать 269,9 kB

Стилистика

УДК 81:801.6:82-22 ББК 81-7*84

Русак О. В.

В статье анализируются лингвостилистические приёмы, обеспечивающие возникновение комического эффекта в одностишиях Л. Либкинда. На многочисленных примерах показано, что широкими возможностями для создания смеховой тональности обладают фразеологические единицы, которые в стилистических целях употребляются как без изменений, так и в трансформированном виде. Раскрывается стилистический потенциал каламбурного обыгрывания полисемантов, омонимов, паронимов, синонимов, нарушения лексической сочетаемости, окказианализмов.

Ключевые слова: комизм, языковая игра, буквализация значения фразеологизмов, структурные трансформации фразеологизмов, каламбур, паронимическая аттракция, окказионализм.

Скачать 258,6 kB

Литературоведение

УДК 821.112.2+ 821.161.1 ББК 83.3(2Рос=Рус)+83.3(2Рос=Нем)

Мюллер К. А.

В статье исследуются современные тенденции в подходах к моделированию будущего в немецкой, австрийской и русской литературе. Становится очевидным, что в фокусах есть различия: в русской литературе о будущем рассматриваются достижения и проблемы технологического прогресса, немецкие и австрийские авторы концентрируются на социологических и философских последствиях технологического преобразования общества. Особенностью русской литературы является моделирование онлайн-игр в письменной художественной литературе.

Ключевые слова: литературоведение, сравнение, современная литература, Россия, Германия, Австрия.

Скачать 163,4 kB

Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании

УДК 004: [316.3:008] ББК 74.58:73

Михалева Г. В.

В статье представлен опыт организации и проведения научно-практических онлайн тренингов из цикла «Современные методики и технологии развития межэтнической толерантности студентов (опыт российского и англоязычного медиаобразования)», направленных на развитие межэтнической толерантности и культуры современной молодежи средствами медиаобразования с опорой на ключевые теории медиаобразования (социокультурная, развития критической автономии, семиотическая и др.), широко используемые в практике медиаобразования в России и за рубежом. Автором предложены конкретные методы и приемы медиаобразования, а также упражнения, которые использовались для анализа этностереотипов в студенческой аудитории.

Ключевые слова: медиаобразование, межэтническая толерантность, студенческая молодежь, этностереотип, дискриминация, расизм.

*Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальный исследований (РФФИ) в рамках научного проекта №19-013-00030 «Отражение проблемы межэтнической толерантности студенческой молодежи в российском и англоязычном медиаобразовании постсоветского периода(1992-2020)»,  выполняемого в Ростовском  государственном  экономическом  университете.  Руководитель проекта– кандидат педагогических наук, доцент И. В. Челышева.

Скачать 961,2 kB

УДК 37.013.43 ББК 74.03(2)

Мурюкина Е. В.

Рассмотрена синтезировавшая воспитательно-этическую и практико-утилитарную группы медиаобразовательная модель на материале радио. Мы опирались на опыт медиапедагога Г. Я. Дорфа. Цель медиаобразовательной модели – гармоничное обучение и воспитание учащихся с использованием школьного радио. Рассмотрены функции, организационная форма, структура медиаобразовательной модели. Основное содержание было представлено следующими блоками: учеба юных радистов; формы радиоречи; учеба дикторов; культура радиоречи; с газетной полосы – в школьный эфир; дела школьные – главная тема радиопередач.

Ключевые слова: медиаобразовательная модель, 1980-е годы, СССР, школьное радио, Г. Я. Дорф, цель, cодержание, структура.

*Статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Проект № 19-013-00597 «Трансформационные процессы в отечественном медиаобразовании периода «перестройки»», выполняемый в Московском государственном педагогическом  университете. Руководитель проекта – Е. В. Мурюкина.

Скачать 232,4 kB

УДК 37.013.43 ББК 74.04(3)

Сальный Р. В.

В статье анализируется опыт внедрения медиаобразования в Молдове на основе обзора ключевых событий и тенденций. Описывается содержание новых учебников по медиаобразованию, предназначенных для учащихся 3-х – 4-х, 7-х – 8-х и 10-х – 11-х классов. Раскрывается проблема ангажированности их авторов.

Ключевые слова: медиаобразование, Молдова, критическое мышление, пропаганда, медиа, манипулирование, цифровая грамотность.

*Статья написана при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 18-013-00022 «Массовое медиаобразование в странах СНГ (1992-2020)», выполняемого в Ростовском государственном экономическом университете.

Скачать 235,0 kB

УДК 37.013.43 ББК 74.03

Сальный Р. В.

В статье анализируется развитие гражданского подхода в медиаобразовании в странах СНГ. Автором представлен сравнительный анализ вариантов концепций медиаобразовательных проектов, предлагаемых исследователями стран СНГ, и выявлены их отличительные особенности.

Ключевые слова: медиаобразование, гражданский подход, СНГ, медиа, идеология, критическое мышление, манипуляция.

*Статья написана при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 18-013-00022 «Массовое медиаобразование в странах СНГ (1992-2020)», выполняемого в Ростовском государственном экономическом университете.

Скачать 268,8 kB

Начальное образование: теория и практика

УДК 82 (571.54) ББК 83.3 (2 Рос. Бур) С 57

Содномов С.Ц.

Бурятская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность.

Опыт работы в экспертных комиссиях и наблюдения уроков литературного чтения по изучению народных сказок на бурятском родном языке показал, что на занятиях учитель не обращает особого внимания на структуру сказки, не в достаточной мере проводит ее анализ. Урок литературного чтения превращается в урок просто чтения и пересказывания сказочного текста.  Поэтому в данной статье автор предлагает комплексный подход и принцип целостного анализа бурятских народных сказок на уроках литературного чтения на бурятском языке.

Ключевые слова: народная сказка, народная мудрость, комплексный подход, принцип целостного анализа, приемы чтения и анализа сказок, структура сказки, литературное чтение.

Скачать 259,5 kB

Проблемы лингводидактики

УДК 372.881.111.1 ББК 74.268.19

Трубина З. И.

В статье затрагиваются вопросы формирования произносительных навыков обучающихся. Уточняются содержание обучения фонетике и методика использования аутентичных аудиоматериалов (аудиокниг, подкастов, радиопередач) на уроках иностранного языка в начальной школе. Кратко представляются достижения методической науки в области обучения произношению.

Фонетический навык рассматривается сквозь призму разгоревшегося в науке и практике спора о возможности/невозможности его приближенного формирования в начальной школе в отсутствие языкового окружения. Автор доказывает, что овладеть навыками правильного произношения в обычной учебной практике возможно при условии применения аутентичных аудиоматериалов.

Ключевые слова: фонетический минимум, фонетический навык, начальная школа, аутентичные аудиоматериалы, аудиокниги, подкасты, радиопередачи.

Скачать 286,5 kB

Методология и теория педагогики

УДК 378.1; 371.3 ББК 74

Омельчук И. Н.

Козырев Н. А.

Козырева О. А.

В статье представлены детерминации и модели понятия «системно-педагогическое моделирование», определены педагогические условия качественного решения задач педагогической деятельности с использованием метода педагогического моделирования. Специфика построения научно-педагогического поиска и научного исследования в педагогической деятельности определяется возможностью качественного решения задач развития личности в модели непрерывного образования, данная практика может быть повышена в конструктах формирования культуры самостоятельной работы личности.

Возможности продуктивного становления педагога могут быть визуализированы в качественно решенных задачах научного поиска; специфика и нюансы данной практики обычно отражаются в научных публикациях, как будущих педагогов, так и педагогов со стажем.

Ключевые слова: технология системно-педагогического моделирования, культура самостоятельной работы обучающегося, культура самостоятельной работы педагога, культура самостоятельной работы личности, педагогическое моделирование, педагогическая методология.

Скачать 222,7 kB