№ 3, 2019
Слово к читателям
Вышел из печати очередной, 3-й номер международного информационно-аналитического журнала «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» (МИАЖ «Crede Experto»).
В 3-ем номере обобщен разнообразный материал, который отражает достаточно широкую палитру исследований по самой разнообразной проблематике.
Примечательно, что номер открывается рубриками «Летательные аппараты, авиационные двигатели и методы их эксплуатации», «Авионика, авиационные электросистемы, пилотажно-навигационные комплексы и методы их эксплуатации», «Системы авиационной радиосвязи, радиолокации, радионавигации и методы их эксплуатации. Системы наблюдения и организации воздушного движения». Знакомство с материалами вышеназванных рубрик позволяет составить достаточно целостное впечатление о разнообразии содержания и направлений работы авторов, исследуемой проблематики, актуальных проблемах и перспективах развития гражданской авиации.
Транспорт
УДК 351.814.33 ББК 65.37(5Тад)
В статье рассмотрено состояние отрасли авиаперевозок в России и за рубежом, и выявлены тенденции рынка. Большинство воздушных судов, используемых в России, изготовлено за рубежом. За последние десятилетия значительно сократилось количество аэродромов, а объемы перевозок и количество авиарейсов снизилось в десятки раз. Для повышения конкурентоспособности авиатранспортных компаний предложено развивать региональную авиацию и совершенствовать авиационную инфраструктуру. Стоимость билетов можно существенно снизить, прокладывая прямые авиарейсы между регионами, в то время как сейчас перелеты между многими регионами можно осуществить только через Москву. При том, что пассажиропоток достаточен для выделения отдельного рейса.
Ключевые слова: региональная авиация, транспорт, авиаперевозки, инфраструктура, организация воздушного движения.
Скачать 194,3 kB
Летательные аппараты, авиационные двигатели и методы их эксплуатации
УДК 621.438, 004.855 ББК З363.3, 32.813, 22.18
В статье представлен способ повышения робастности нейросетевой модели мониторинга газотурбинного двигателя при стендовых испытаниях за счет уменьшения количества малозначащих связей нейронной сети (нейросетевой редукции). Способ основан на преобразовании задачи обучения нейросети к задаче многокритериальной оптимизации, включающей в себя критерий минимизации ошибки и критерий минимизации абсолютных значений весовых связей нейросети. Последнее требование приводит к выделению малозначащих связей, которые могут быть удалены без потери точности. В результате, способность модели к обобщению значительно возрастает, увеличивается робастность, уменьшается ошибка расчета мониторируемых параметров.
Ключевые слова: робастность модели, нейронные сети, стендовые испытания, мониторинг ГТД, редукция нейронной сети.
Скачать 219,4 kB
Авионика, авиационные электросистемы, пилотажно-навигационные комплексы и методы их эксплуатации
УДК 629.7.05 ББК 39.56
Потребность в бортовой системе технического обслуживания на современных самолетах гражданской авиации вызвана увеличением числа полетов и уменьшением продолжительности стоянки воздушного судна между полетами. От скорости работы бортовой системы технического обслуживания во многом зависит эффективность эксплуатации ВС, существенно уменьшается время поиска причины неисправности и его устранения. Увеличивается и безопасность полетов ВС ГА. Уменьшаются экономические затраты авиакомпаний на приобретение дополнительных наземных средств технического обслуживания.
Ключевые слова: бортовая система технического обслуживания, БСТО, техническое обслуживание, SSJ 100, Суперджет.
Скачать 617,2 kB
УДК 629.7 ББК 39.56
В статье приведены некоторые результаты анализа диагностических моделей и методик определения динамических погрешностей в показаниях (измерениях) высотно-скоростных параметров полета из-за инерционности (запаздывания) передачи давления в магистралях систем приемников воздушных давлений, выявлены их основные недостатки и определены пути их устранения.
Ключевые слова: динамическая погрешность, пневматическая магистраль, давление, температура, инерционность, аэродинамическая поправка, коэффициент запаздывания.
Скачать 346,8 kB
Системы авиационной радиосвязи, радиолокации, радионавигации и методы их эксплуатации
УДК 351.814.33 ББК 39.57-5
В комплекс средств автоматизации наблюдения и контроля аэродромного движения и комплекс средств автоматизации управления воздушным движением предлагается включить аппаратуру функционального дополнения автоматически зависимого наблюдения-вещания. Добавление в комплексы аппаратуры функционального дополнения позволяет оценить погрешность координат, выдаваемых автоматически зависимым наблюдением-вещанием, и в случае ее медленного изменения компенсировать. При быстром изменении характеристик погрешности, не позволяющем осуществить достаточно точную компенсацию, информация со спутниковой радионавигационной системы не учитывается.
Ключевые слова: СРНС, АЗН-В, погрешность, аэродромное движение, управление воздушным движением, автоматизация.
Скачать 213,7 kB
Литературоведение
УДК 81-25 ББК 81.8
Статья посвящена исследованию способов образования профессионализмов специалистов в области IT-технологий. Автор отмечает, что на процесс формирования профессионального языка специалистов в области IT-технологий влияет множество факторов: молодой возраст его носителей, специфика профессии, статусная иерархия, общая речевая практика и пр. Автор сравнивает компьютерный жаргон с эскападой, обращает внимание на наличие большого количества сложносокращенных слов, стилистически сниженных синонимов имен существительных. В статье рассматриваются пути грамматической адаптации отдельных аббревиатур, варианты использования английских акронимов и полных лексических когнатов, отвечающих требованиям краткости и удобства. Автор делает вывод о вариативности способов образования профессионализмов в области IT-технологий.
Ключевые слова: профессиональная иерархия, лексико-словообразовательный профессиональный жаргон, лексико-семантический профессиональный жаргон, эскапада, социолект, экспрессия, эвфемизм, девербативы.
Скачать 203,6 kB
УДК 821.161.1 ББК 83.3(2Рос=Рус)
Современная литература в основной массе экспериментов стремится к достижению определенной гармонии между формой и содержанием. Смыслы художественных произведений расширяются за счет авторских стратегий. Проза Сергея Довлатова является примером редупликации смысла в режиме аукториальной раскладки эстетического целого.
Ключевые слова: ауктор, рецептивная критика, Сергей Довлатов, стиль, смысл, рассказ, эстетические координаты.
Скачать 224,6 kB
Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании
УДК 37.013.43 ББК 85.374.3(3)
В статье описываются результаты проведенного герменевтического анализа фильма Ф. Трюффо «Четыреста ударов» (1959) – кинодебюта режиссера, в котором он рассказывает историю подростка (Антуан Дуанель), во многом повторяющего путь самого автора. Следуя логике В. Дильтея о том, что произведение искусства как явление культуры необходимо постигать, переживая и понимая его как некое «жизненное целое», анализ картины был основан на погружении учащихся в социокультурную и историческую атмосферу Франции периода 1940-х – 1950-х годов. С целью проникновения в художественно-смысловое измерение фильма был использован цикл вопросов, разработанных А. В. Федоровым и А. Сильверблэтом для герменевтического анализа медиатекстов, которые позволили найти связи между историческим и культурным подтекстами и авторскими мотивами, описать и уточнить особенности поведения и мировоззрения современников Ф. Трюффо и его персонажей, раскрыть не только их психологические свойства, но и в ассоциативной форме интерпретировать многоплановое содержание смысла художественного целого всего фильма.
Ключевые слова: герменевтический анализ, Ф. Трюффо, «Четыреста ударов», культурный контекст, Франция 1940-х – 1950-х годов, кино.
*Статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 17-18-01001 «Школа и вуз в зеркале советских, российских и западных аудиовизуальных медиатекстов», выполняемый в Ростовском государственном экономическом университете.
Скачать 311,2 kB
УДК 004:[316.3:008] ББК 74.58:73
В статье представлен анализ проблемы просвещения граждан в вопросах межэтнической и межкультурной толерантности в англоязычных странах. Автор рассматривает современные зарубежные теории и подходы к формированию межэтнической культуры граждан.
Ключевые слова: межэтническая толерантность, межэтническая культура, медиаобразование, англоязычные страны, дискриминация.
*Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00030 «Отражение проблемы межэтнической толерантности студенческой молодежи в российском и англоязычном медиаобразовании постсоветского периода (1992-2020)», выполняемого в Ростовском государственном экономическом университете. Руководитель проекта – кандидат педагогических наук, доцент И. В. Челышева.
Скачать 221,0 kB
УДК 378.184 ББК 74.4
Развитие межэтнической толерантности студенческой молодежи, воспитание уважительного отношения к представителям других этносов и народностей, их обычаям и традициям представляет собой актуальную проблему современного общества, от решения которой во многом зависит характер межкультурной коммуникации. В статье анализируются исторические аспекты проблемы воспитания культуры межнационального общения студентов как фактора межэтнической толерантности личности с точки зрения выявления основных перспектив медиаобразования.
Ключевые слова: межнациональное общение, межэтническая толерантность, студенты, медиаобразование.
*Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00030 «Отражение проблемы межэтнической толерантности студенческой молодежи в российском и англоязычном медиаобразовании постсоветского периода (1992-2020)», выполняемого в Ростовском государственном экономическом университете. Руководитель проекта – кандидат педагогических наук, доцент И. В. Челышева.
Скачать 284,5 kB
УДК 378.184 ББК 74.4
В статье представлены методологические подходы к исследованию проблемы межэтнической толерантности студенческой молодежи в российском и англоязычном медиаобразовании постсоветского периода. Проблема толерантности, межэтнического диалога, воспитания культуры межнационального взаимодействия неизменно остается в фокусе научного дискурса. Исследования этой проблемы осуществляются философами, социологами, этнологами, педагогами, психологами, культурологами, политологами. Многогранность исследований обусловлена множеством подходов и концепций построения моделей с фокусировкой на различные аспекты данного феномена.
Ключевые слова: толерантность, межэтническая толерантность, медиакультура, медиаобразование.
*Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00030 «Отражение проблемы межэтнической толерантности студенческой молодежи в российском и англоязычном медиаобразовании постсоветского периода (1992-2020)», выполняемого в Ростовском государственном экономическом университете. Руководитель проекта – кандидат педагогических наук, доцент И. В. Челышева.
Скачать 276,1 kB
УДК 37.013.43 ББК 74.03(2)
В статье предоставлены результаты исследования деятельности педагогов в области медиаобразования периода перестройки в СССР. Проведенное исследование позволило нам сформулировать специфические особенности медиаобразовательной деятельности: отставание теоретических и методологических основ отечественного медиаобразования от «вызовов» времени, мировых тенденций и опыта; «несовместимость» некоторых теоретических положений с существующим в рассматриваемый период времени практическим опытом медиапедагогов; возможность обращения к западным концепциям медиаобразования, которые способны расширить границы понимания медиатекста, его контекстов.
Ключевые слова: медиапедагоги, медиаобразование, теория, специфика, трансформация, СССР, период «перестройки».
*Статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Проект № 19-013-00597 «Трансформационные процессы в отечественном медиаобразовании периода «перестройки»», выполняемый в Ростовском государственном экономическом университете. Руководитель проекта – Е. В. Мурюкина.
Скачать 192,6 kB
Проблемы лингводидактики
УДК 372.881.111.1 ББК 74.268.1
Креолизованный текст представляет собой не только удобную форму передачи необходимой информации, но и новый способ ее освоения. Под креолизованным текстом понимается текст, состоящий из двух разноплановых частей, а именно вербальной и невербальной, которые не могут существовать отдельно друг от друга. Благодаря вовлечению вербальных и невербальных феноменов в креолизованный текст, происходит дополнительная смысловая нагрузка, так как используются определенные фоновые знания, которые актуализируются обучающимися при прочтении текста.
Использование данных текстов в учебном процессе дает возможность снижать уровень утомления у учащихся, в связи со сменой деятельности, управлять их вниманием. Визуальные элементы в тексте усиливают воздействие и приковывают внимание, а также создают эмоциональный образ прочитанного. Процесс овладения учебным материалом происходит более продуктивно. У учащихся возникает чувственный образ изучаемого материала, который непосредственно связан с работой слухового и зрительного анализаторов, что особенно важно при изучении иностранного языка.
Креолизованные тексты на уроке иностранного языка представляют собой источник лингвокультурологической информации, а также средство, с помощью которого становится возможным формировать лингвокультурологическую компетенцию учащихся. Креолизованный текст способен отражать мировоззрение, ценности, что представляет собой социокультурный аспект изучения иностранного языка.
Ключевые слова: креолизованный текст, иностранный язык, лигводидактический потенциал, лингвокультурологическая компетенция.
Скачать 232,5 kB
Актуальные вопросы профессиональной педагогики
УДК 378.1; 371.3 ББК 74
В статье определяются теоретические возможности разработки и использования тренажеров для обучения сварщиков. Уточнены понятия «программно-педагогическое обеспечение изучения дидактических курсов», «программно-дидактическое обеспечение изучения дидактических курсов», «педагогические условия персонифицированной подготовки обучающихся на занятиях с использованием тренажера для обучения сварщиков». Выделены и раскрыты педагогические условия персонифицированной подготовки обучающихся на занятиях с использованием тренажера для обучения сварщиков. Теоретизированы объективные результаты профессиональной деятельности, проиллюстрирована практика использования тренажеров для обучения сварщиков, отражены качественные результаты деятельности в структуре использования тренажеров для обучения сварщиков.
Ключевые слова: модель, программно-педагогическое обеспечение, тренажер для обучения сварщиков, педагогические условия.
Скачать 200,0 kB
Детский сад: теория и практика
УДК 376.37 ББК 72я43
В данной статье автором рассмотрена проблема национальной системы цитирования в контексте взаимосвязи и взаимообусловленности педагогической теории и практики экологического образования детей дошкольного возраста. Дан анализ современного состояния наукометрии. Описаны возможности РИНЦ для исследований дошкольного детства. Представлены возможности РИНЦ в объективной оценке результативности научно-исследовательской работы по вопросам экологического образования детей. Отмечена структура детского экспериментирования в дискурсе инновационных трендов развития педагогической науки.
Ключевые слова: наукометрия, экологическое образование детей дошкольного возраста, РИНЦ, взаимосвязь, элементы, структура.
Скачать 232,2 kB
На перекрёстке мнений
УДК 351/354 ББК 67.401
Новый этап разгосударствления и реструктуризации социальной сферы в России предполагает внедрение механизма государственного (муниципального) социального заказа. Он потребует от экспертного сообщества разработки технологий для решения инновационных и весьма непростых задач государственного и муниципального управления, а от органов власти социальной сферы – освоения и применения данных технологий в своей практической деятельности.
Ключевые слова: социальная сфера, государственные (муниципальные) услуги, государственный (муниципальный) социальный заказ.
Скачать 265,3 kB
Вопросы философии
УДК 141.32 ББК 71.1
В статье рассматривается понятие «забота» как неотъемлемый элемент жизнедеятельности человека, как фактор становления и развития личности. Автор обосновывает, что забота вытесняет чувство бытия-страха и смерти.
Ключевые слова: жизнь, человек, бытие, воля, страх, заброшенность, забота, ничто, нечто, самоутверждение, диалектика.
Скачать 201,8 kB
Внимание: опыт
УДК 796.015.45 ББК 75.1
Работа тренера включает не только техническую, тактическую подготовку спортсменов, но и воспитательные моменты – речь о которых идет в этой статье. Воспитательная функция должна быть «вплетена» в тренировочный процесс: воспитание трудолюбия; воспитание смелости и решительности; воспитание самостоятельности и активности; воспитание стремления к конкурентной борьбе; психологическую подготовку поведения при неудачах; психологическую подготовку к испытанию славой; психологическую подготовку спортсмена к преодолению трудностей; психологическую подготовку к неожиданностям. В статье нами представлены некоторые приемы и методы проведения тренировок, направленных на воспитание качеств личности спортсмена и его психологической готовности к различным ситуациям в тренировочной и соревновательной деятельности.
Ключевые слова: тренировочный процесс, спортсмен, приемы, методы, воспитание.
Скачать 183,6 kB
УДК 7.092 ББК 75.49
В статье рассматриваются аспекты подготовки тренеров, к которым относится и психологическое сопровождение спортсменов. Психологическая готовность к выступлениям имеет важное значение, что относится к перечню решаемых тренером задач. Важно осуществлять специальную психологическую подготовку спортсменов в предсоревновательный период, включающую эффективную подготовку к конкурентной борьбе, опираясь на: социальные ценности; формирование психической «внутренней поддержки»; преодоление психологических барьеров. Тренеру важно научить спортсмена приемам психологической защиты, включающей восстановление системы регулирования стабильности, снижение чувства тревоги и противодействия ей.
Ключевые слова: тренер-педагог, спортсмен, предсоревновательный период, психологическая защита, соревновательный стресс.
Скачать 175,5 kB
Рецензии
(рецензия на книгу Третьяков А. Л. Правовое просвещение в современной образовательной организации: история, теория и практика: монография / А. Л. Третьяков. – Москва: Русайнс, 2019. – 216 с.)
УДК 02 ББК 78
В рецензии характеризуется актуальность и социальная значимость такого направления деятельности библиотеки образовательной организации как правовое просвещение обучающихся. Детально анализируется структура и содержание монографии. Характеризуется разработанная автором программа «Школьные центры правовой информации». Дается оценка научного уровня монографии, а также практической значимости издания для педагогов и специалиствов в области библиотечно-информационной деятельности.
Ключевые слова: правовое просвещение, библиотека образовательной организации, школьная библиотека, монография.
Скачать 170,1 kB