Предварительная оценка безопасности функции отслеживания активными органами управления заданных сигналов от системы автоматического управления гражданского самолета

УДК 681.518.3 ББК 39.89

Савельев А. С.

Неретин Е. С.

Основной целью гражданской авиации является экономичное, надежное и безопасное совершение полетов. Одними из важнейших систем в самолете являются комплексная система управления (fly-by-wire) и системы автопилотов. Комплексная система управления включает в себя, в том числе, органы управления в кабине экипажа – штурвалы (Boeing) и сайдстики (Airbus, Irkut, Sukhoi). Сайдстики на текущий момент являются более приоритетным направлением развития органов управления в кабине экипажа в связи с увеличением экономичности по сравнению со штурвалами. Жестко связанные штурвалы обеспечивают тактильную обратную связь пилотам при работе автопилота и при управлении в ручном режиме. Использование сайдстиков приводит к отсутствию тактильной обратной связи пилотам в связи с отсутствием механической связи. Данная проблема негативно сказывается на безопасности полета. На текущий момент основным способом решения данной проблемы является разработка и внедрение активных сайдстиков. Активные сайдстики не сертифицированы ни на одном из больших гражданских самолетов. Целью данной работы является предварительная оценка безопасности функции отслеживания активной ручкой сигналов от автопилота в соответствии с рекомендациями SAE ARP 4761 и SAE ARP 4764A.

Ключевые слова: активные органы управления, системы управления, безопасность полетов, анализ дерева отказов, оценка функциональных опасностей.

Скачать 234,2 kB